Лейпцигская Школа

87

(англ. Leipzig school) - психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители. Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. Ш. Называют "второй Л. Ш.". После "первой", вундтовской.Л. Ш., как и гештальт-психология, разрабатывала целостный подход к изучению психики и сознания, однако, в отличие от Берлинской школы, выделяла, кроме гештальтов, др. Единицы анализа психического мира. Т. Н. Комплекс-качества (по аналогии с "гештальт-качествами"). Это единицы анализа психики на более ранних ступенях развития. От гештальтов их отличает большая диффузность и эмоциональность. В то же время Л. Ш. Исследовала практически игнорируемую в гештальт-психологии смысловую сторону гештальтов.

В своих теоретических и экспериментальных исследованиях Л. Ш. Пыталась доказать гипотезу о том, что психическое развитие во всех видах генезов (в фило-, антропо-, социо-, онто- и актуалгенезах) идет от комплекс-качеств к более "прегнантным". И осмысленным гештальтам. Особенную разработку получили в Л. Ш. (в т. Ч. С использованием метода феноменологического самонаблюдения) проблемы актуал- и онтогенезов, а также типологии восприятия (Ф. Зандер), развития изобразительной деятельности и мышления у детей раннего и дошкольного возрастов (Г. Фолькельт) и др. См. Также Микрогенез восприятия."Целостнообразующими". Факторами психической жизни Л. Ш. Называла чувства, которые определяют закономерности всех остальных психических процессов, поскольку в наибольшей степени отражают "трансфеноменальный".

Мир душевного "бытия", несводимый к миру душевных феноменов. Этот мир представляет собой систему "структур". (термин Ф. Крюгера) различного вида (установок, диспозиций, потенций), определяющих течение актуальных психических процессов. Структуры делятся Л. Ш. На "душевные". (индивидуальные, среди которых центральной является структура ценностных ориентации личности, и надиндивидуальные - "душа". Семьи, народа, расы) и "объективно-духовные". (мораль, право, искусство, а также язык). По степени проявления в душевных структурах объективно-духовных структур различались более совершенные и менее совершенные структуры (напр., более совершенной считалась душевная структура человека, способного к развитому эстетическому восприятию, чем структура "глухого к музыке".

Человека). В 1950-е гг. Эти взгляды нашли свое отражение в характерологическом учении А. Веллека. Поскольку структуры считались в Л. Ш. Врожденными, в истолковании причин межкультурных различий и развития психики Л. Ш. Смыкалась с крайне био-логизаторскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии, в т. Ч. Откровенно расистскими и фашистскими концепциями.Вместе с тем Л. Ш. Сыграла значительную роль в возникновении и упрочении целостного подхода в психологии. Л. С. Выготский высоко оценивал онтогенетические исследования Л. Ш. И рассматривал их результаты как эмпирические доказательства своей собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи Л. Ш. Оказали свое влияние на некоторых представителей гуманистической психологии (Г.

Оллпорт). (Е. Е. Соколова.).

Значения в других словарях
Лейомиосаркома

(leiomyosarcomd) - злокачественная опухоль гладких мышц, чаще всего развивающаяся в матке, желудке, тонкой кишке и в дне мочевого пузыря. Эта опухоль является вторым наиболее распространенным видом саркомы мягких тканей. У детей она встречается сравнительно редко и поражает в основном мочевой пузырь, предстательную железу и желудок.. ..

Лейпрорелин

(leuprorelin) - см. Аналог лютеинизирующего гормона.. ..

Лейтес Натан Семенович

(род. 1918, Днепропетровск) - отечественный психолог. Биография. В 1945 г. Окончил филологический факультет Московского университета, учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М.Теплова. В 1948 г. Защитил кандидатскую диссертацию на тему "Склонность к труду как фактор одаренности". В 1970 г. Защитил докторскую диссертацию на тему "Умственные способности и возраст". Работал в НИИ общей и педагогической психологии. Исследования. Специалист в области дифференциальной..

Лейцин

(leucine) - основная аминокислота. См. Также Аминокислота.. ..

Дополнительный поиск Лейпцигская Школа Лейпцигская Школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лейпцигская Школа" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лейпцигская Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 17 символа