Метод "фокус-групп"
(англ focus group interviews) - глубинное фокусированное интервью в форме серий групповых дискуссий, в ходе которых участников "фокусируют". На вопросах, интересующих исследователя с целью получения от них субъективной информации. Основной особенностью метода является то, что в групповом обсуждении участники включены в общение с себе подобными, вследствие чего психологические барьеры (обычно разделяющие интервьюера и интервьюируемого в опросных методах) снимаются намного эффективнее, а эмоциональные реакции (влияющие на поведение любого человека в повседневной жизни) проявляются намного ярче. Син. Фокусированное интервью, групповое глубинное интервью.М. "Ф.-г.". Разработан амер. Социологами Р.
Мертоном и Р. Кендаллом ("Фокусированное интервью", 1944). Вскоре он стал активно использоваться не только в социологических, но и в психологических и экономических исследованиях. Сегодня м. "Ф.-г.". - неотъемлемая часть маркетинговых, рекламных и политических исследований.М. "Ф.-г.". Относится к качественным, или "гибким", методам исследования. Он ориентирован не на количественные результаты, а на то, чтобы определить глубинные мотивы и причины тех или иных действий, определить отношение к поставленной проблеме. Преимуществом данного метода является и то, что помимо анализа фактического материала, фиксируемого в различного рода высказываниях участников, в нем используется анализ невербального поведения {выразительные движения, жесты, пантомимика).
Основным способом анализа результатов групповых дискуссий является контент-анализ, которому м. Б. Подвергнуты аудио- и видеоматериалы, стенограммы групповых дискуссий, отчеты модераторов и наблюдателей. Качество получаемых результатов зависит от множества факторов. От разработанного плана исследования, сценария, от профессиональной подготовленности исследователей, модератора (ведущего фокус-групп), от выбранных критериев отбора участников групповых дискуссий, от количества участников, от организации места проведения дискуссии, от подготовленности аналитика и др.Оптимальное число участников фокус-группы составляет 6-10 человек при минимуме 2-3 человека. Критерии подбора участников групповой дискуссии зависят от целей конкретного исследования и могут учитывать социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, уровень дохода), а также такие специфические особенности, как, напр., частота, объем потребления определенной товарной категории или определенного вида услуг и др.
(А. Б. Мещеряков.).
Дополнительный поиск Метод "фокус-групп"
На нашем сайте Вы найдете значение "Метод "фокус-групп"" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Метод "фокус-групп", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 29 символа