Обобщение
(англ. Generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.В основе 1-го типа опосредствованного О. Лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. Зр. Предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов.
Такие О. И понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. Б. Включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. Состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О.
Характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. Называют "индуктивными". - Прим. Ред.)2-й тип опосредствованного О. Осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. Объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. И соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта.
Этот тип О. Соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. Начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. О. Теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. Зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. Б. Значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста..
Дополнительный поиск Обобщение
На нашем сайте Вы найдете значение "Обобщение" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обобщение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 9 символа