Обучение Методом (управляемых) Открытий

118

(discovery learning) Согласно традиционным взглядам, уч-ся приобретают сложные умения и понятия постепенно, делая по одному шагу за раз в логической последовательности. Гештальт-психологи бросили вызов этому представлению, показав, что уч-ся часто схватывают сложные умения или понятия индуктивно, благодаря проблеску понимания, к-рый они назв. "Ага!"-феноменом. Чтобы инсайт или внезапное "открытие" произошли, уч-ся должны быть мотивированы к достижению некой цели и должны воспринимать достижение этой цели как решаемую задачу. Мотивированные т. О., они будут искать методы, инструменты и подходы, к-рые бы позволили им достичь желанной цели. Учитель, стоящий на позициях теории гештальта, индуктивного подхода или обучения методом (управляемых) открытий, должен иметь нек-рое представление об орг-ции перцептивного поля ученика и создавать учеб.

Ситуации, к-рые стимулируют соотв. Мотивацию и предоставляют уч-ся простор в исслед., экспериментировании и открытии. Педагоги, полагающие, что при разраб. Программы обучения следует сходить из представлений уч-ся об окружающем мире, тж опираются на теории Ж. Пиаже, по мнению к-рого дети вырабатывают или "конструируют" символические понятия, или "схемы" своего окружающего мира в процессе взаимодействия с ним. Дж. С. Брунер говорил, что учитель должен создавать как можно более автономных и "самоходных" учеников, чтобы они продолжали мыслить и учиться спустя долгие годы после того, как они завершили свое формальное школьное образование. Ученики, к-рых обучают этим методом, по его мнению, не яв-ся "смирно сидящими слушателями", они совместно работают, оценивают и взвешивают факты, рассматривают альтернативы и приходят к выводам, к-рые время от времени могут перепроверять.

Кроме того, рассматривая имеющиеся данные, они пытаются выявлять лежащие в их основе принципы. Брунер утверждал, что ученики, самостоятельно "открывающие" знания, научаются приобретать информ, способами, к-рые делают ее более полезной при решении задач. Поскольку источники их вознаграждений содержатся в самом контексте самоинициируемой активности, это способствует возникновению у них чувства свободы от внешних вознаграждений и ограничений. Тем самым создается благоприятная возможность для использования эвристики - подхода к решению задач, при к-ром привлекаются интеллектуальные догадки в отношении возможных способов решения в ситуации, когда в наличии оказывается лишь часть необходимых данных. Рез-ты исслед., посвященных сравнительной эффективности объяснительных методов обучения и О.

М. О., не позволили прийти к к.-л. Окончательным выводам. Б. Керш проводил эксперименты, в к-рых студентов колледжа обучали мат. Принципам либо традиционными методами, либо им предоставлялась возможность открывать их эвристическим путем. Студенты усвоили больше материала в условиях традиционного обучения, однако мотивация к учению оказалась сильнее в условиях О. М. О. Керш отметил, однако, что мотивация не была достаточно сильной, если студенты не проявляли готовности работать интенсивно и без посторонней помощи на протяжении 15 мин. Или более. Б. Р. Уортен провел хорошо контролируемое исслед., в к-ром в течение 6-недельного периода ученики 5-6-х классов обучались арифметике учителями, использовавшими О. М. О. Или объясняющий метод.

Объясняющий метод приводил к лучшим рез-там, когда дело касалось немедленного воспроизведения, однако сохранение материала спустя 5 и 11 недель оказалось лучше в случае О. М. О. Этот метод открытий тж способствовал лучшему переносу, что выразилось в способности учеников использовать усвоенные принципы при решении др. Типов задач. Как еще предполагал Ли Кронбах, вполне возможно, что характер реагирования уч-ся на методы обучения во мн. Определяется их культурным происхождением. Так, дети из низших слоен об-ва лучше обучаются традиционными дидактическими или объясняющими методами, особенно когда требования формулируются четко и подкрепление осуществляется быстро. В соответствии с Кронбахом, проблемно-ориентированные методы (включая О.

М. О.), по видимому, в большей степени подходят для детей из средних слоев об-ва. См. Также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Альтернативные педагогические системы, Теория обучения, Теории научения Г. К. Линдгрен.

Значения в других словарях
Обучение Латентное

- см. Латентное научение.. ..

Обучение Личной Эффективности

(personal effectiveness training) - программа групповой терапии, когда участники группы работают друг с другом с целью совершенствования "экспрессивных" действий, таких как контакт глаз, выражение лица, интонация голоса и поза.. ..

Обучение Методу Самоинструкций

(self-instruction training) - когнитивный терапевтический подход, разработанный Дональдом Мейхенбаумом, при котором пациента обучают во время периодов стресса или физического дискомфорта использовать конструктивные мысленные установки, помогающие справиться с неприятными ощущениями. Другое название - прививка от стресса.. ..

Обучение Навыкам Общения

(Social skills training). Методика бихевиоральной терапии, разработанная для улучшения межличностных навыков клиента в интеракциях реальной жизни.. ..

Дополнительный поиск Обучение Методом (управляемых) Открытий Обучение Методом (управляемых) Открытий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обучение Методом (управляемых) Открытий" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обучение Методом (управляемых) Открытий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 39 символа