Ориентировочная Деятельность
(англ. Orienting activity) - деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.Различные виды О. Д. В своей развитой форме представляют собой складывающиеся прижизненно сложные функциональные системы. На 1-м этапе развития О. Д. Путем обследования условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных целей. В дальнейшем функция О. Д. Заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.Начало психологическому изучению О. Д. Положили работы, показавшие роль исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведении животных.
В дальнейшем изучение О. Д. У человека (Я. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эль-конин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования двигательных навыков, сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от особенностей ориентировки испытуемых в условиях задания. Были выделены различные типы ориентировки (Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При 1-м типе ориентировка осуществляется на случайные признаки, в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты (см. Метод проб и ошибок). Для 2-го типа характерна ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания.
Процесс обучения идет в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в 1-м, однако результаты получаются ограниченными, т. К. Перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны предъявляемых заданий. 3-й тип отличается ориентировкой на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его положения среди др. Объектов того же рода. При 3-м типе ориентировки происходит не только повышение темпов обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. См. Теория поэтапного формирования умственных действий, Умственные действия..
Дополнительный поиск Ориентировочная Деятельность
На нашем сайте Вы найдете значение "Ориентировочная Деятельность" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ориентировочная Деятельность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 28 символа