Память

110

(англ. Memory) - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой П. Является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге (см. Мнема, Памяти физиологические механизмы, Следы памяти, Энграм-ма). Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.История изучения П. В психологии неразрывно связана с общей историей психологии и отражает основные этапы ее развития. Одной из первых теорий П. Является ассоцианистическая теория. Ее центральное понятие - "ассоциация". - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований.

Необходимым и достаточным основанием для образования связи между 2 впечатлениями ассоцианизм считал одновременность появления их в сознании. Соответственно П. Рассматривалась не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Выделялись 3 типа ассоциаций - по смежности, по сходству и по контрасту. Содержание понятия ассоциации в дальнейшем существенно переосмыс-лилось и углубилось, но само это понятие прочно закрепилось в психологии П. Запоминание - это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. По словам О. Мандельштама, "образованность - это школа быстрейших ассоциаций". Но связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.Представители ассоциативной психологии (Г.

Эббингауз, 1885. Г. Мюллер, 1911. А. Пильцек-кер, 1900) сделали первые попытки экспериментального изучения П. Основным предметом исследования было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Важным вкладом в науку была разработка Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов П.Дальнейшие исследования П. Были не простым продолжением этих работ, а их переносом на новые области и введением в исследование новых форм П. Бихевиористы провозгласили в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т. Е. Между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место в исследованиях бихевиористов заняла проблема навыка (Э.

Торндайк, Э. Толмен). П., с их т. Зр., исчерпывалась приобретением различных двигательных и речевых навыков и изучалась преимущественно в непроизвольной форме. В исследованиях произвольной П. У бихевиористов в качестве центральной проблемы выступает проблема заучивания наизусть. В этих работах получили подтверждение и дальнейшее развитие известные положения о влиянии повторений на успешность заучивания, о его зависимости от объема и характера материала и т. Д. Были получены также новые факты о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок, мотивов.Представители гештальт-психологии (В. Кё-лер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин и др.) подвергли критике положения ассоцианизма о смежности элементов во времени и пространстве как условии возникновения ассоциаций.

Они полагали, что в основе образования ассоциаций лежит закон целостности. Целое не сводится к простой сумме элементов. Целостное образование - гештальт - первично по отношению к входящим в него элементам. В качестве ведущего условия запоминания гештальт-психологи рассматривали структуру материала. Поэтому для запоминания неорганизованного, бессмысленного материала, необходимо дополнительное исходное условие - намерение субъекта (см. Интенция). Однако рассматривая организацию, структуру материала, как главный объяснительный принцип, в частности для теории памяти, представители этого направления упустили из виду наиболее важную сторону процесса построения и закрепления образа - собственную деятельность человека.

Между тем для запоминания имеет значение не столько сам по себе факт сходства или различия элементов, сколько действие человека, обнаруживающего эти сходства и различия.В результате огромного числа экспериментально-психологических исследований сложились личностные теории П., которые выявили ряд факторов влияющих на протекание процессов П., особенно сохранения. Это такие факторы, как активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также сопровождающие протекание процессов П. Эмоции.Коренные изменения в теоретических представлениях о П. И в ее экспериментальном изучении возникли на основе идеи социальной природы П. Человека и возможности социального управления ее процессами. В работах П. Жане (1928), Л. С.

Выготского и А. Р. Лурия (1930), А. Н. Леонтьева (1931), Ф. Бартлетта (1932) процессы П. Начинают пониматься как социальная форма поведения, специфическое социально управляемое действие. Идея о социальной природе П. Получила дальнейшее развитие в отечественной психологии. Новым шагом в анализе психологических механизмов П. Явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутые в работах П. И. Зинченко (1939,1961) и Л. Л. Смирнова (1948).П. Включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны (см. Памяти виды, Памяти типы). По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают П.

Двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности выделяют П. Непроизвольную и произвольную (см. Непроизвольное запоминание, Произвольное запоминание). Непроизвольная П. Занимает большое место в жизни и деятельности людей. Человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Она является генетически первичной. Ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной П., которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент.По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (см. Память сенсорная), кратковременную и долговременную П. Кратковременная П. Является лабильной фазой П., которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (см.

Памятимор-фологический субстрат, Памяти физиологические механизмы). Долговременная П. - стабильная фаза, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе их консолидации. Процесс консолидации является непременным условием последующих структурных изменений. Установлено, что общее время консолидации следов памяти (мнемических следов) колеблется в пределах от 10-15 с до 20-30 мин. Деление П. На кратковременную и долговременную не является общепринятым. С т. Зр. Некоторых авторов (А. Мелтон, 1963. Л. Постман, 1964), П. Есть единый процесс, который представляется различным при его исследовании с помощью разных экспериментальных приемов. Тем не менее существует достаточно фактов, подтверждающих конструктивность и полезность различения кратковременной и долговременной П.

Одной из альтернатив теории двойственности П. Является теория уровней переработки информации (М. Познер, 1969). В этой теории кратковременная и долговременная П. Рассматриваются как процессы, допускающие возможность различных способов кодирования информации.Основные процессы П. Запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Запоминание - главный процесс П., от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.

Установлено, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей.Одним из направлений психологии, в русле которого выполнено большое количество работ по изучению П., является информационный подход, позволивший найти количественную меру запоминаемого материала - количество информации. Установлено, что объем кратковременной П. Определяется количеством символов независимо от содержащейся в них информации. С этим фактом связывается проблема кодирования информации.

Важно кодировать запоминаемый материал символами, содержащими много информации. Проблема кодирования поставлена и в контексте изучения оперативной П. (см. Память оперативная) - как исследование способов преобразования материала при его оперативном запоминании. В связи с информационным анализом процесса запоминания широко изучены многообразные способы переработки информации в П., намечена определенная структура, т. Е. Общий состав и последовательность операций и действий мнемической деятельности. Трактовка П. Как определенным образом организованной системы познавательных и собственно мнемических действий позволила выявить и, в известной мере, сблизить операциональный состав мыслительной и мнемической деятельности.

Ж. Пиаже и Б. Инельдер приходят к выводу, что организация П. Изменяется в зависимости от уровня схем мышления и прогрессирует вместе с интеллектом индивида. Образы П. Составляют основной материал мышления. Л. М. Веккер (1998) говорит об интегративной функции П. Она интегрирует не только отдельные когнитивные единицы (перцепты, концепты и пр.), но и различные когнитивные процессы - сенсорные, перцептивные, мыслительные - в целостную систему интеллекта. В последние десятилетия в русле когнитивной психологии изучается операциональный состав кратковременной и оперативной П. Это стало возможным благодаря разработке микроструктурного подхода к исследованию познавательных процессов (см. Метод микроструктурного анализа). Микроструктурные методы исследования позволили раскрыть содержание отдельных функциональных блоков, участвующих в обработке информации в кратковременной П.

Особенно большое значение имеет анализ семантических преобразований информации, осуществляющихся в кратковременной П.Индивидуальные особенности П. Выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания (см. Памяти типы). Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами свойства н. С. Изменяются под влиянием условии жизни и деятельности людей. См. Прочность запоминания, Развитие памяти. (Т. П. Зинченко.).

Значения в других словарях
Памяти, След

Предполагаемое неврологическое событие (события), ответственное за любую относительно постоянную память. См. Энграмма.. ..

Памятный

Имеющий отношение к памяти или к тому, что находится в памяти.. ..

Память (memory)

Функция психического аппарата, посредством которой хранятся и воспроизводятся воспринятые или приобретенные в процессе научения впечатления. Память включает процессы восприятия, апперцепции, распознавания, а также кодирования, извлечения и активации информации. Описаны различные формы памяти. Кратковременная и долговременная, эмоциональная, подкрепляющая процессы внимания и др. Каждый из типов связан с определенными ощущениями и вербальными ассоциациями.Память и ее нарушения занимали центральное..

Память (нарушения)

При легкой степени гипомнезии на текущие события больной в целом помнит события ближайших 2-3 дней, но иногда допускает незначительные ошибки или неуверенность при воспоминании об отдельных фактах (например, не помнит события первых дней пребывания в больнице). При нарастании нарушений памяти больной не может вспомнить, какие из процедур принимал 1-2 дня назад. Лишь при напоминании соглашается, что сегодня уже беседовал с врачом. Не помнит блюд, которые получал во время вчерашнего ужина или сего..

Дополнительный поиск Память Память

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Память" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Память, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа