Педология

166

(от греч. Pais - дитя + logos -слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.Основателем П. Признан амер. Психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию. Сам термин придумал его ученик. - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания". Предвосхитил появление П. "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях".На Западе П. Занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником рос. П. Явился блестящий ученый и организатор А.

П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными. Шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.П. Стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял П. Как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды.

То, что П. Была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа.1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям". (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития.

Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование. Проводилась работа с родителями. Разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. И М. Действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно. Они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.В 1930-е гг.

Началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социоге-неза, тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. Была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории. П. Вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки. Выготский объявлен "эклектиком", Басов и Блонский - "пропагандистами фашистских идей".Постановления и последовавшая обвальная "критика". Варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону, теории 2 факторов (см. Конвергенции теория), фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью (это слово должно было звучать ругательно).

На самом деле, считает В. П. Зин-ченко, педологов погубила их система ценностей. "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство".Ряд работ Блонского (напр. Развитие мышления школьника. - М., 1935), работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Ще-лованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследования Блонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране.

При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)Добавление. Несомненно, гос. Произвол в отношении отечественной П. Сыграл решающую роль в ее трагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. Странах П. В конце концов прекратила свое существование. Судьба П. Как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.).

Значения в других словарях
Педия, Пед(о)

Составные части слов, означающие младенца или ребенка.. ..

Педодонтия, Стоматология Детская

(paedodontics) - раздел стоматологии, занимающийся лечением заболеваний зубов и полости рта у детей.. ..

Педоморфизм

Наделение взрослых детскими характеристиками. Интерпретация поведения взрослого с использованием понятий более подходит для интерпретации детского поведения. Инфантилизация. Обратная тенденция называется энеликоморфизмом. Следует различать с педоморфозом.. ..

Педоморфоз

Сохранение ювенильных характеристик во взрослом возрасте. Обычно употребляется при проведении межвидовых сравнений. Следует различать с педоморфизмом.. ..

Дополнительный поиск Педология Педология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Педология" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Педология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа