Порядок Рождения И Личность

57

(birth order and personality) Один из самых значительных вкладов в психологию, сделанных А. Адлером, состоит в постулировании связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из к-рых разрешается в разных семьях по существу сходным образом. Т. О., связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье. Исслед. Порядка рождения насчитывается с избытком. Несмотря на предельно эмпирический характер большинства этих исслед., их результаты ограничиваются разрозненными явлениями и неполными объяснениями, что неудивительно при отсутствии осн.

И полной теории порядка рождения. Складывается впечатление, что имеется множество документальных подтверждений связей между порядком рождения и др. Явлениями, но еще не сделано сколько-нибудь существенных шагов по пути понимания или объяснения результатов исслед. Порядка рождения. По-видимому, невозможно одним только порядком рождения объяснить полученные в этой области результаты. Тем не менее, впечатляющее количество исслед. Порядка рождения отражает важность этого фактора. Даже в тех случаях, когда исслед. Приводит к противоречивым результатам, их почти всегда можно объяснить пороками методологии или слабой теорет. Базой, на к-рой основывалось данное исслед. Олмен, Грин и Кларк практически не обнаружили различий в личностных профилях, когда исключили действие всех факторов кроме порядка рождения.

Однако, несмотря на подобную изобличающую "улику", исслед. Порядка рождения продолжают приносить значимые результаты, особенно когда контролируются нек-рые критические факторы. Становится все яснее, что "влияния порядка рождения яв-ся более общими, чем предполагал Адлер", и, видимо, именно это навело Моузака на мысль о большей важности субъективного восприятия человеком своего психол. Порядка рождения по сравнению с его местом в чисто биолог. Последовательности рождений в семье. Адлер утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в к-рой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста яв-ся положение ребенка в структуре семьи, связанное с порядком рождения.

В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, и удовлетворение этих потребностей распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух любых детей стиль совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер указывал, что потребности или запросы, влияющие на стиль жизни, соответствуют воспринимаемому порядку рождения конкретного ребенка. Из этого следует, что есть 4 категории порядка рождения с соотв. Наборами характеристик и исследовательских данных. Следует подчеркнуть, что такие характеристики показывают лишь общие тенденции и предназначены для того, чтобы помочь психологам делать предположения относительно порядка рождения и личностной динамики, а вовсе не для того, чтобы с их помощью описывать и маркировать конкретных людей.

Первенец. Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители объективно могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения. Исслед. Показывают, что эти факторы действительно сказываются на развитии личности. Первые дети в семье, в целом, чаще получают оценки по тестами интеллекта, попадающие в крайнюю правую (верхнюю) область распределения, яв-ся высоко мотивированными, достигают высоких постов и имеют сильную потребность в достижении.

Среди студентов, получивших гос. Поощрительную стипендию по результатам Национального квалификационного теста качества образования, количество первенцев равно суммарному количеству тех, кто родился вторым или третьим. Первенцы чаще всех других попадают в биографические справочники современников (Who"s Who) и с большей вероятностью встречаются на руководящих должностях. Такие дети, в тенденции, склонны проявлять высокую ответственность и ориентированы на продуктивность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника. Средние дети.

Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значит быть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы "захватить власть". Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, к-рых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение - просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в др. Областях. Напр., если старший ребенок имеет интеллектуальные наклонности, то младший может стремиться к занятиям спортом или иск-вом. Исслед. Показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности и совершаемым по отношению к ним ошибкам.

Вероятно, они не отказываются попробовать свои силы в иск-ве. Средние дети в семье, будучи весьма коммуникабельными и благосклонными к другим, яв-ся хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения. Младшие дети. Младший ребенок тж занимает уникальное положение в семье. У него нет преследователей и, являясь "ребенком всей семьи", он никогда не будет лишен этого положения. Ранняя социализация последних детей в семье чаще включает снисходительное, балующее обращение с ними остальных членов семьи, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности. Младшего ребенка легко избаловать, особенно когда старшие братья и сестры присоединяются к родителям в стремлении удовлетворить все его потребности.

Результатом этого нередко становится чувство защищенности и неконкурентный характер. Такой ребенок будет всегда искать поддержки других. Младший ребенок часто яв-ся самым "могущественным" в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессивные действия и плач. Младшие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне и любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в макс. Возможное число групп, а тж имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все др. Позиции в порядке рождения. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам.

Однако, высока вероятность того, что они могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (зависимой личностью) и иметь самый низкий IQ. Тем не менее, положение последнего ребенка в семье обеспечивает ему максимум любви и заботы из всех возможных позиций в порядке рождения. Единственный ребенок. Положение единственного ребенка в семье сходно с положением самого младшего в том, что над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. С первенцами таких детей роднит их единственность. Им не нужно бороться за родительское внимание и они ориентируются в своем поведении исключительно на взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение, просто захватывая "центр сцены", но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия.

Есть 2 возможных исхода развития единственного ребенка в семье. Он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым. Исслед. Показывают, что единственные дети испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготея к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации. Они стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять макс. Независимость и менее всего боятся неудачи. Для таких детей весьма вероятно поступление в колледж и успешное обучение. После первенцев, единственные дети имеют самый высокий IQ и самый высокий показатель потребности в достижении. И действительно, единственный ребенок в семье добивается в учеб.

Деятельности положения лидера и может превзойти учителя или наставника. Больше всего у единственных детей психол. Проблем, и, по всей вероятности, они чаще обращаются за психиатрической помощью, причем неоднократно. Исслед. Будут продолжаться, т. К. Качество и потенциал наших теперешних знаний в этой области, равно как и ожидаемые в ближайшем будущем данные, играют важную роль в понимании челов. Поведения. См. Также Порядок рождения, Детская психология, Развитие в раннем детстве, Отношения сиблингов Р. Дрисколл, Д. Икстейн.

Значения в других словарях
Порядок Приема В Государственные Учреждения Профессионального Образования

- нормативный документ, утверждаемый приказом Министерства образования РФ и определяющий правила приема поступающих в учебное заведение.. ..

Порядок Рождения

(англ. Birth order) -внутрисемейная переменная, указывающая на очередность рождения ребенка в данной семье. Многочисленные исследования показывают значимые корреляция между П. Р. И рядом психологических свойств человека. Напр., отрицат. Корреляция между П. Р. И невербальным коэффициентом интеллекта (по крайней мере, у лиц мужского пола). Однако в подобных массовых корреляционных исследованиях П. Р. Используется в контексте межсемейных сравнений. (Б. М.). ..

Порядок, Линейный

Порядок, в котором все предметы представлены так, как если бы они располагались на одной линии, например, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й. Обратите внимание, что здесь подразумевается только порядок, а не величина интервала. Таким образом, 3-е значение не обязательно настолько больше 2-го, насколько 2-е больше 1-го. См. Порядковая шкала.. ..

Порядок, Циклический

Упорядочение предметов, таким образом, который показывает регулярный цикл, например, 112233112233.... ..

Дополнительный поиск Порядок Рождения И Личность Порядок Рождения И Личность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Порядок Рождения И Личность" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Порядок Рождения И Личность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 27 символа