Религиозное Поведение

76

(religious behavior) Религия имеет дело с таким количеством неосязаемых вещей, что научное изучение религии как таковой оказывается почти невозможным. Едва ли не единственный удобный путь для науки подступиться к религии заключается в изучении Р. П. Однако, даже на этом пути возникает немало сложностей. Почти любое поведение у нек-рых людей становится Р. П. При определенных обстоятельствах. Сравнительно легко определить Р. П. Там, где предполагается участие сверхъестественных существ. Поэтому любое поведение, связанное с попытками оказать влияние на поведение и отношение таких существ, очевидно является Р. П. Любое поведение, направленное на божество или "дух", по определению относится к этой категории, однако сюда тж относится и поведение, направленное на более аморфные объекты - напр., ощущение себя "на священной земле" или в присутствии "непостижимого", или "мана".

Рудольф Отто уделил много внимания этому последнему в "идее святого" (idea of the holy) или "mysterium tremendum". Это чувство могут вызвать природное явление или произведение иск-ва. Места и объекты играют центральную роль в Р. П. Они вызывают поведение, к-рое в условиях данной культуры характеризовалось бы как "религиозное" или "благочестивое". Последнее меняется от культуры к культуре - варьируя от исступленного экстаза до крайней смиренности, от бурной радости до глубокой серьезности. При этом могут существовать различия даже в пределах осн. Культуры, как, напр., между пятидесятниками, к-рые могут кричать и танцевать во время богослужения, и членами епископальной церкви, к-рым бы никогда не пришла в голову даже мысль о том, чтобы кричать в церкви.

Церковь является местом для благоговения, однако одни рассматривают его как указание на проявление дикого исступления, в то время как другие считают, что в церкви уместна только глубочайшая серьезность. Тем не менее, человек способен идентифицировать такие места как священные и ведет себя в них так, как если бы он был уверен, что в них присутствуют особые силы. Однако, в таком поведении, по-видимому, содержится мало того, что не определялось бы культурой. Одна из трудностей объективного изучения Р. П. Связана с необходимостью проведения различий между магией и религией. Объективно они могут практически не отличаться, однако маг рассматривает свои действия как инструмент для достижения результатов, тогда как верующие считают, что влияют на высшую силу (божество).

Опять-таки, намерение становится основным фактором при определении того, чем является Р. П. Однако не все действия, относящиеся к Р. П., имеют своей целью оказание влияния на высшую силу. Нек-рые из них представляют собой просто благоговение в присутствии "mysterium tremendum". Др. Их часть является выражением благодарности и признания за само наше существование и чудеса этого мира. В своем наиболее мистическом проявлении, Р. П. Является попыткой усиления идентификации с "первопричиной" или, как сказали бы некоторые, "душой мира". Проблема для объективного ученого состоит в том, что все это является чрезвычайно субъективным. Наблюдаемое поведение может поэтому оказываться магическим, формальным или религиозным, в зависимости от придаваемого ему значения.

Нек-рые формы поведения, однако, могут не иметь смысла, а быть просто условными реакциями на специфические стимулы. Едва ли можно охарактеризовать суеверное поведение голубей Скиннера как религию. Иногда поведение людей, к-рое можно было бы назвать "религиозным", является аналогичным - напр. Стучание по дереву в знак предосторожности. Т. О., Р. П. Отличается от др. Действий (магии, условных реакций и т. Д.) лишь тем намерением, с к-рым оно совершается. Хотя некоторые утверждают, что даже поведение, первонач. Являвшееся чисто "условным", после достаточного периода времени выполнения может стать религиозным. Др. Трудность возникает при сравнении "личного" опыта с "общим" опытом. Часто наблюдаемое поведение имеет мало отношения к личному опыту.

Хорошей иллюстрацией этому могут служить видения Христа у Папы Пия XII. Присутствовавшие при последних минутах жизни Папы слышали, что он с кем-то беседует, но никто из них не видел этого человека и не слышал его ответов. Папа сообщил, что этот др. Человек был Христос. Мы остаемся с данными наблюдения за поведением Папы и с нерешенным вопросом о том, являлось ли это поведением религиозным или поведением, возникшем вследствие сенсорной патологии. И все же, мы вынуждены констатировать, что с т. Зр. Понтифика данное поведение являлось религиозным - снова определяя поведение с позиции намерения осуществляющего его лица, даже если бы эти стимулы являлись галлюцинациями. Т. О., психологи, работающие в этой области, пытаются изучать формы поведения, к-рые либо с культурной, либо с индивидуальной т.

Зр. (или с обеих одновременно) определяются как "религиозные". Они занимаются поиском общих знаменателей такого поведения. Они хотят узнать предшествующие условия, к-рые вызывают (стимулируют) такое поведение. Им необходима информ. Об эмпирических факторах, влияющих на "научение" Р. П., - хотя им тж необходимо узнать, является ли такое поведение врожденным или невыученным. Они тж желают знать сопутствующие эмоции и мотивацию Р. П. При этом жизненно важно постоянно осознавать необходимость в проведении различий между объективными данными и субъективными состояниями. Все соц. Науки (и нек-рые биологические) сталкиваются с этой проблемой. См. Также Религия и психология У. Э. Грегори.

Значения в других словарях
Религии, Психология

Отрасль в рамках психологии, занимающаяся происхождением религий, их ролью в жизни людей, природой религиозных установок, религиозным опытом и т.д.. ..

Религиозная Установка

(Religious attitude. Religios Einstellung) - психологически установка, сообщаемая тщательным наблюдением за невидимыми силами, почитанием их и личным переживанием по этому поводу."Ясно, что под понятием "религия". Я не имею в виду вероучение. Верно, однако, что всякое вероучение основывается, с одной стороны, на опыте нуминозного, а с другой - на вере, на преданности, верности, доверии к определенным образом испытанному воздействию нуминозного и к последующим изменениям сознания. М..

Религиозность

Вовлеченность, интерес или участие в религии. Хотя этот термин используется некоторыми авторами для обозначения высокой степени религиозной вовлеченности, его следует относить ко всему континууму степеней участия в религиозном ритуале и практике. Таким образом, можно характеризовать и человека, проявляющего низкую или умеренную религиозность.. ..

Религиозный Инстинкт

Предполагаемый инстинкт (см. Этот термин и обсуждение возражений относительно его употребления в контексте, подобно этому) религиозных убеждений у Homo sapiens. Фактическая универсальность религии в известных человеческих культурах привела некоторых специалистов к заключению, что она должна быть частью нашего врожденного снаряжения, что она является "инстинктивной". Другие что и говорить, имеют отличные точки зрения.. ..

Дополнительный поиск Религиозное Поведение Религиозное Поведение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Религиозное Поведение" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Религиозное Поведение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 21 символа