Религия И Психология

66

(religion and psychology) Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений. Почему нек-рые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами. Почему нек-рые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как "скучную обязанность". Почему нек-рые люди находят в своих религиозных убеждениях успокоение и поддержку, в то время как другие ввергаются в переполняющее чувство вины и самоосуждения. Какова роль религии для психич. Здоровья, психотер., прояснения ценностей и нравственного поведения. Это лишь часть вопросов, ответы на к-рые интересуют психологов, занимающихся изучением религии.

Несмотря на то, что многие пытались дать определение психологии религии, по-видимому, никому не удалось это сделать лучше, чем профессору Роберту Таулессу из Кембриджа. Он писал, что психол. Изучение религии пытается "понять религиозное поведение, применяя к нему психологические закономерности, выведенные на основе изучения нерелигиозного поведения". Хотя психология религии иногда и исследует парапсихол. Феномены, осн. Акцент все же делается на более традиционных формах религиозного опыта, включая молитву, обращение в веру, мистические переживания, отправление религиозных обрядов и участие в религиозных общинах и культах. Такие исслед. Тж поднимают вопросы консультирования, однако психология религии все же в большей степени фокусируется на понимании религиозного поведения или опыта.

Психология религии существует с начала XX в., и одно время быстро и продуктивно развивалась, однако после возникновения бихевиоризма интерес к ней упал и она прекратила свое существование практически на 50 лет. Лишь относительно недавно она воскресла и стала восприниматься как оправданная и вызывающая уважение область исслед. Для психологов. Фрейд, невзирая на свою характеристику религии как "иллюзии", "универсального невроза" и "наркотика", к-рый, как он надеялся, "человечество преодолеет", тем не менее проявлял большой интерес к религиозному поведению и написал на эту тему неск. Статей и 3 книги. Юнг, Адлер и др. Представители раннего психоаналитического движения, продолжившие изучение религии, подходили к ней с менее критических и более признающих психол.

Ценность теологических убеждений позиций. В США изучение религии считалось важной ветвью ранней общей психологии. Г. Стэнли Холл, напр., использовал научные методы для изучения религии. Однако, гораздо большую известность и влияние оказал цикл Джиффордовских лекций Уильяма Джеймса. Опубликованная Джеймсом в 1902 г. Книга под названием "Многообразие религиозного опыта" (Varieties of religious experience) является, пожалуй, единственным классическим психол. Исследованием религии. Некоторые сферы интереса Методология. Сложность религиозного поведения и опыта привела психологов к использованию разнообразных измерительных инструментов. К ним относятся анализ личных отчетов и интроспекции. Клиническое, естественное и включенное наблюдение.

Использование анкет, опросников и глубинных интервью. Анализ документов, таких как дневники и автобиографии религиозных людей. Использование личностных тестов. Изучение религиозных документов, включ. Библию. И использование эксперим. Процедур. Научное изучение религии делает успехи, но этот прогресс идет медленно и трудно, поскольку челов. Религиозные феномены (такие как "вера", "убеждение", "обращение" и "приверженность") слабо поддаются точному определению и измерению. Психологические источники религии. Религия - широко распространенный феномен. Она имеет долгую историю и оказывает сильное влияние. Фрейд полагал, что толчком к ее возникновению служила борьба первобытных людей с чувством вины и сексуальными импульсами.

Более совр. Психологи отказались от поиска ист. Корней религии и вместо этого сконцентрировались на психол. Источниках возникновения и существования религии в современности. Религиозное развитие. На протяжении жизненного цикла у людей меняются взгляды на окружающий мир и восприятие Бога. Детская вера, по-видимому, является простой и магической. По мере взросления человека, его моральные ценности, представления о сверхъестественном и участие в религиозной деятельности претерпевают серьезные изменения. Религиозный опыт. Это одна из осн. Областей интереса психологов, занимающихся изучением религии. Уильям Джеймс проанализировал причины и влияние обращения в веру, мистических переживаний, праведности и молитвы. Последующее изучение в данной области дополнилось исследованиями глоссолалии, религиозного содержания снов, психол.

Основ медитации, влияния религиозного убеждения и ритуала, чудесных исцелений, измененных состояний сознания, влияния исповеди и прощения, влияния оккультных и культовых феноменов, объяснения чудес, употребления наркотических средств с целью вызова религиозных переживаний, и религиозных влияний в области психопатологии. Динамика религиозного поведения. Прайзер считает, что религия не только влияет на людей, но и сама зависит от особенностей челов. Восприятия, интеллектуальных процессов, мышления, лингвистических функций, эмоций, моторного поведения, межличностных отношений и отношения к вещам, идеям и к самому себе. Несмотря на свое сегодняшнее незначительное место в психологии религии, изучение взаимосвязи общепсихологических и религиозных феноменов представляет потенциальный интерес для будущих исслед.

Религия и социальное поведение. Соц. Психологи испытывают особый интерес к соц. Организации церквей и синагог, соц. Структуре и влиянию религиозных общин, ролям религиозных лидеров и характеру религиозных обрядов и семинаров. См. Также Религиозное поведение Г. Р. Коллинз.

Значения в других словарях
Религия Авторитарная

- согласно Э. Фромму, один из типов теистической или нетеистической (светской) религии, отличающийся признанием некой высшей незримой силы, управляющей судьбами и требующей послушания, почитания и поклонения. Здесь Бог - символ власти и силы, владычествующей над бессильными отчужденными людьми, имеющими доступ к самим себе лишь через посредство Бога. Главная добродетель - послушание, худший грех - неподчинение. Светская форма религии признает жизнь, силу и достоинство людей незначительными и поз..

Религия Гуманистическая

- согласно Э. Фромму - один из типов теистической или нетеистической религии, отличительный признак которой - избрание человека и его силы как центра, родственного всему миру, постигаемого мыслью и любовью. Здесь Бог - символ сил самого человека, образ высшей человеческой самости. Главная добродетель в этой религии - самореализация, развитие способности любви ко всем живым существам и переживание единства со всем. Преобладающее настроение - радость. Примером могут быть ранний буддизм, даосизм, н..

Религия, Сравнительная

Междисциплинарная область, включающая эту социологов, антропологов, философов, социальных психологов и теологов. Основное внимание здесь уделяется. (а) тем универсальным потребностям человеческого существования, которые (предположительно) стимулируют развитие религий. И (б) сравнению различных теологических и культурных факторов, вызывающих такое разнообразие форм, в которых проявляются современные и прошлые религии.. ..

Религия: Черта Психологическая

- совокупность типичных психологических характеристик религиозных верований, к коим, согласно З. Фрейду, относятся. Священный характер, косность, нетерпимость и запрет на мысль - в целях самозащиты.. ..

Дополнительный поиск Религия И Психология Религия И Психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Религия И Психология" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Религия И Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 20 символа