Самосознание

172

(англ. Self-consciousness) - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. Б. Направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. Ч. Само сознание (интроспекция, рефлексия). См. Также Интенция.С С. Иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С, но не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться С, т. К. "знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве.

В несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных". (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. Б. Разными. Ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. П.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. О., в строгом и узком смысле С. - это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т.

Ч. Своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.Не следует также отождествлять С. И Я-кон-цепцию. С. Частично включает содержание "Я-концепции", которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть С, но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т. К. Используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. Ч. О развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на С. Однако С. Включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта.Ряд авторов в С.

Выделяет 3 компонента. Самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания (см. Выше т. Зр. Леонтьева), а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина "саморегуляция". (в контексте С.) ведет к понятийной путанице, т. К. Традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека. Напр., саморегуляция осуществляется в гомеостати-ческой системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. Составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.Еще И. Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и С. "То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др.

Существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность...". На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов "С.". И "личность". Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса С. У ребенка. Операциональным признаком С. Традиционно считается употребление личного местоимения "я". (и др. Рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. И содержательно, и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие С. Включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах). К нему применяется та же логика.

Сначала др. Люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта. Ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности. Затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются. По мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя. Т. О., прежде чем С. Становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других. В свою очередь, диалогическая природа С. Сохраняется и в его индивидуальной форме.Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. И связанного с ним самоовладения.

От (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. Не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца. Потому что развитие С. Происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию. См. Также Зеркальное Я. (Б. М.).

Значения в других словарях
Саморуководство

Приблизительно – внутреннее управление своим поведением, действуя скорее на основе собственных убеждений и ценностей, чем на основе социальных норм или группового давления. Некоторые теоретики, особенно экзистенциального направления, утверждают, что это - составной компонент оптимального функционирования человека, в то время как другие, особенно скиннеровские бихевиористы, считают это иллюзией. См. Саморегуляция.. ..

Самосовершенствование

- начинается в возрасте подростковом, когда настает пора формирования "идеального Я". (=>. Сверх-Я) - осознанного личного идеала, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей, поступков - "движение сознания по вертикали". В пространстве собственных мотивов личности. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков. Угрызениями совести, н..

Самосохранение

Общий термин, используемый для обозначения любых моделей поведения, которые направлены на увеличение шансов выживания организма. Этот термин охватывает большой ряд процессов – от довольно примитивных агрессивных моделей поведения и реакций ухода до сложных действий, таких как защитные механизмы для совладения с тревогой.. ..

Самостимуляция

(самораздражение, аутостимуляция) (англ. Self-stimulation, auto-stimulation) - экспериментальный феномен, проявляющийся в виде стремления животного (или человека) повторно совершать действия, которые приводят к электрическому раздражению мозга через электроды, вживленные в определенные нервные структуры, расположенные в гипоталамусе и среднем мозге. Этот феномен отражает включение в активное состояние особого нервного субстрата, связанного, по-видимому, с механизмом положительного подкрепления и..

Дополнительный поиск Самосознание Самосознание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самосознание" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самосознание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа