Сверх-я
Нем. Ober-Ich, -т- Франц. Surmoi (или sur-moi). - Англ. Super-ego - Исп.:supery. - Итал. Super-io. - Португ. Superego.o Одна из инстанций личности во второй фрейдовской теории психического аппарата. По отношению к Я Сверх-Я играет роль судьи или цензора. Сверх-Я, по Фрейду, ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов.Обычно Сверх-Я трактуют как наследника Эдипова комплекса. Оно образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов.Некоторые психоаналитики относят формирование Сверх-Я к ранним доэдиповским стадиям (М. Кляйн) или по крайней мере ищут предшественников Сверх-Я в очень ранних психических механизмах и формах поведения (например, Гловер, Шпитц).o Термин Сверх-Я был введен Фрейдом в "Я и Оно".
(Das Ich und das Es, 1923) ( а). Обозначаемая им критическая функция представляет инстанцию, которая обособилась от Я, но, по-видимому, властвует над ним, судя по состоянию патологической скорби и меланхолии, когда субъект становится объектом критики и упреков. "Мы видим, как одна часть Я противополагается другой, подвергая ее критике и превращая в объект". (1).Понятие Сверх-Я относится ко второй фрейдовской топике. Однако еще до ее вычленения психоаналитическая клиника и теория уже признавали (например, в понятии цензуры* сновидения) особую роль в психическом конфликте той инстанции, которая запрещает осознание желаний. Более того, Фрейд изначально признавал (и это отличает его концепцию от традиционных представлений о нравственном сознании), что эта цензура может действовать бессознательно.
Он отмечал также, что при неврозе навязчивых состояний самоупреки не всегда осознанны. "Субъект, страдающий от принуждений и запретов, ведет себя так, словно он испытывает чувство вины, которое можно назвать безотчетным или неосознанным, несмотря на очевидное противоречие в терминах". (2). Однако именно изучение бреда преследования, меланхолии и патологической скорби привело Фрейда к вычленению в личности одной части Я, направленной против другой - Сверх-Я, играющего для субъекта роль образца и судьи. Впервые Фрейд выявил эту инстанцию в 1914 -1915 г., обнаружив в ней две подструктуры. Собственно Идеол-Ятл критическую инстанцию (см. Идеол-Я).Понятие Сверх-Я в широком и общем смысле слова (ср. "Я и Оно", где, напомним, этот термин используется впервые) обозначает и запрет, и идеал.
При сохранении Идеол-Я в виде отдельной подструктуры Сверх-Я становится воплощением одновременно и закона, и запрета на его нарушение.По Фрейду, формирование Сверх-Я связано с угасанием Эдипова комплекса*. Отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок преобразует нагрузку родительских персонажей в (само)отож-дествление с родителями и интериоризует запрет.При этом Фрейд подчеркивал различие между мальчиком и девочкой. У мальчика комплекс Эдипа неизбежно сталкивается с угрозой кастрации, вследствие чего возникает "строгое Сверх-Я'. (За). У девочки, напротив, "...комплекс кастрации не только не устраняет Эдипова комплекса, но напротив, подготавливает его появление [...]. Эдипов комплекс у девочки сохраняется надолго и затем устраняется, хотя и не полностью.
При таких условиях страдает процесс образования Сверх-Я. Оно не достигает той мощи и той независимости, которых требует его роль в культуре". (ЗЬ).Таким образом, именно отказ от любовных и враждебных эдиповских желаний лежит в основе формирования Сверх-Я, которое, по Фрейду, впоследствии обогащается также социальными и культурными требованиями (образование, религия, мораль). Впрочем, еще и до формирования Сверх-Я в традиционном смысле слова уже возникают либо ранние формы Сверх-Я, либо непосредственно приводящие к нему стадии. Так, ряд авторов считают, что интериоризация запретов происходит гораздо раньше угасания Эдипова комплекса. В частности, раньше усваиваются некоторые педагогические требования и среди них, как отметил Ференци в 1925 г., определенные требования к работе сфинктера [Zur Psychoanalyse von Sexualgewohnheiten].
Для последователей М.Кляйн Сверх-Я существует уже на оральной стадии. Оно складывается в результате интроекции "хороших". И "плохих". Объектов, причем жестокость его объясняется детским садизмом, наиболее сильно развитым именно в этот период (4). Другие авторы, не признающие доэдипова Сверх-Я, тем не менее показывают, что формирование Сверх-Я начинается очень рано. Р.Шпитц, например, вычленял три главные предпосылки этого процесса. Навязанные извне физические действия, овладение жестикуляцией через (само)отож-дествление с другими людьми и, что всего важнее, идентификация с агрессором (5).*Довольно трудно определить, какую роль играют в образовании Сверх-Я Идеал-Я*, Я-идеальное* и просто Я*.Установление Сверх-Я может рассматриваться как случай успешного (само)отождествления с родительской инстанцией",- пишет Фрейд в "Новых лекциях по введению в психоанализ".
(Neue Folge der Vorlesungen zur Einf?hrung in die Psychoanalyse, 1932) (3c). Выражение "родительская инстанция". Означает, что механизм образования Сверх-Я не следует понимать как (само)отождествление с конкретными лицами. Вот одно из разъяснений этой мысли. Сверх-Я ребенка складывается не по образу родителей, но по образу Сверх-Я родителей. Оно наполнено теми содержаниями, традициями и ценностными суждениями, которые передаются из поколения в поколение (3d).Чаще всего антропоморфизм второй фрейдовской топики подвергался критике именно в связи со Сверх-Я. Однако Д.Лагаш, напротив, считал заслугой психоанализа выделение роли антропоморфизма в возникновении и функционировании психики с ее "анимистическими вкраплениями".
(6). Клинический опыт психоанализа показывает, что Сверх-Я действует в "реалистической". Манере и как независимая инстанция ("плохой". Внутренний объект, "грубый голос"( ?) и т.д.). Вслед за Фрейдом ряд авторов подчеркивали, что Сверх-Я весьма далеко отстоит от. Действительных запретов и наставлений родителей и воспитателей, так что "строгое". Сверх-Я может даже противоречить их установкам..
Дополнительный поиск Сверх-я
На нашем сайте Вы найдете значение "Сверх-я" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сверх-я, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа