Теория Кляйна (kleinian Theory)

95

Мелани Кляйн - одна из наиболее влиятельных фигур в мировом психоанализе, хотя ее работы в Соединенных Штатах менее известны, чем в Европе. Мелани Райцес, младшая из четырех детей, родилась в 1882 году в Вене. В 21 год вышла замуж за Артура Кляйна, родила троих детей. С 1910-го по 1919-й год семья жила в Будапеште. В пятилетнем возрасте Мелани Кляйн потеряло сестру, а вскоре и брата. 'Эти утраты, усиленные гибелью ее старшего сына в катастрофе, по-видимому, определили тот депрессивный фон, который просматривался в течение всей жизни Мелани Кляйн и способствовал ее чувствительности к депрессивной позиции'. (Katz, 1985, с. 210), Хроническое депрессивное состояние привело ее к Ференци, у которого она лечилась.

В 1921 году Кляйн разошлась с мужем и с двумя детьми переехала в Берлин. Брак был расторгнут лишь спустя два года. Аналитиком Кляйн стал Карл Абрахам, помогавший ей впоследствии в аналитической работе с детьми. Он умер в 1925 году, а в 1926-м Мелани Кляйн по приглашению Эрнеста Джонса приехала в Лондон и здесь до своей кончины в 1960 году в возрасте 78 лет продолжала клинические и теоретические исследования.Мелани Кляйн привлекали идеи Фрейда об объектах, чувстве вины, тревоге, фантазии и влечении к смерти, которые она переработало в теорию ранней агрессии. Направление, которое оно приняло, 'делало акцент на исследовании развития в раннем возрасте, о также открыло путь к психоаналитической работе с психотиками'.

(Turkle, 1986). Игровая техника, разработанная ею для детей, 'открыла богатство внутреннего мира ребенка, населенного как фантастическими частичными объектами, так и реальными людьми. Она вскрыло существование примитивных бессознательных фантазий, тревог и способов защиты. Достигнутое ею понимание ранних примитивных механизмов открыло путь к анализу пограничных больных и психотиков, успешно разрабатываемому ее сотрудниками и учениками'. (Segal, 1986).В процессе лечения детей Кляйн обнаружило, что пациенты переносят на аналитика не столько отношения к реальным, сколько к воображаемым, внутренним родителям. Поэтому она сделала акцент но значении ранних внутренних объектных отношений кок для нормального, ток и для патологического развития детей и взрослых.

Она полагала, что формирование Сверх-Я начинается значительно раньше, нежели обычно считалось. При этом образующиеся агрессивные побуждения могут способствовать развитию состояний, описанных Кляйн под названиями поранойяльно-шизоидной и депрессивной позиций, а также к маниакальным защитам от тревоги. Выявленные ею позиции представляли собой теоретический шаг вперед по сравнению с моделями онтогенеза инстинктивных влечений у Фрейда. Рассматривая концепцию стадийности развития, Кляйн сместила акценты в сторону взаимоотношений с объектом. Постулированные ею позиции подразумевали смешение влечений, защитных проявлений и отношений с объектом, наблюдаемые в аффективно окрашенных сновидениях. И хотя паранойяльно-шизоид 218 ная и депрессивная позиции действительно отражают определенные фазы развития, термин 'позиция'.

Подразумевает прежде всего феномены "специфических сочетаний объектных отношений, тревоги и защиты, выявляемые на протяжении всей жизни индивида, о не только в течение определенных фаз развития. Депрессивная позиция при этом не вытесняет полностью паранойяльно-шизоидную. Достижение полной интеграции здесь невозможно, поскольку защита от депрессивного конфликта, активизируя регрессию к паранойяльно-шизоидным феноменам, вынуждает индивида постоянно колебаться между ними двумя'. (Segal, 1986, с. IX).Формулировки Мелани Кляйн подвергались критике из-за того, что, хотя они выражены теоретическими терминами, фактически они представляют собой смесь клинических и теоретических идей, которые, по мнению Кляйн, могли быть непосредственно применены в клинической работе.

В частности, возражения касались утверждения Кляйн, согласно которому негативный перенос и агрессивно-деструктивные импульсы ребенка или взрослого пациента могут и, более того, должны проявляться непосредственно во время анализа, не подвергая при этом опасности развитие терапевтического альянса. Вызывают также возражения и следующие идеи Кляйн:o Концепция врожденного влечения к смерти и то, что его ранней формой проявления является зависть.o Приписывание новорожденному 'врожденных'. Знаний.o Чрезмерное внимание к интрапсихическому развитию в течение первого года жизни и относительное игнорирование дальнейшего развития Я и Сверх-Я.o Техники, применявшиеся ко всем уровням патологии, фокусируются почти без исключения на процессах переноса.o Преждевременная глубинная интерпретация бессознательных фантазий в ущерб анализу характера.o Представление об эквивалентности детских игр и свободных ассоциаций у взрослых.Идеи Мелани Кляйн во многом соответствовали воззрениям Эрнеста Джонса и других членов Британского общество.

В частности, это касалось положении о роли догенитальных и врожденных детерминант, противостоящих воздействиям внешнего стресса, о раннем развитии женской сексуальности, о также о роли агрессии в тревожных состояниях. Так называемая 'кляйнианская группа', объединившаяся в Британском институте вокруг самой Кляйн, разрасталась. Однако ее теории о раннем развитии организованных фантазий и психических процессов стали вызывать много споров, особенно после того, как в Лондоне обосновалась Анна Фрейд, взгляды которой существенно отличались. Между двумя этими детскими аналитиками развернулось настоящее соперничество. И хотя в то время Британскому институту удалось избежать формального раскола, все же четкая демаркационная линия было определена, и группы распались на последователей Мелани Кляйн, Анны Фрейд и промежуточную, назвавшую себя 'независимой'.

Дальнейшее развитие и утверждение идей Кляйн осуществлялось ее талантливыми учениками и сотрудниками. Влияние ее школы постепенно распространилось на страны Европы и Северной Америки. Ее идеи нашли отклик у многих пациентов, страдавших психотическими расстройствами и не находивших поддержки у аналитиков 'некляйнионской'. Ориентации. Кроме того, Кляйн более скрупулезно прослеживала судьбу агрессивного влечения, чем другие психоаналитики, и своим подходом она призывала вернуться в глубины бессознательного, в глубинные примитивные влечения и психические механизмы, в противоположность абстракциям психологии Я. Однако под влиянием работ Хайнца Гартманна, Эрнста Криса, Рудольфа Лёвенштейна и Давида Рапапорта большее признание в США получила психология Я."Преданность своей работе в психоанализе была ее главной характерной чертой.

Честолюбивая, в высшей степени интуитивная, отважная и правдивая, она была бескомпромиссна в работе и неистова в отстаивании ее. Это была сильная личность, практически у всех вызывавшая уважение'. (Katz, 1985,c.214)..

Значения в других словарях
Теория Катастрофы

Математическая теория, разработанная Рене Томом, с помощью которой предпринята попытка формализовать характер резких изменений в функционировании. Теория была отмечена многими социальными учеными как потенциально полезная, так как во многих явлениях проявляются часто катастрофически резкие изменения. Например, собака, которая внезапно, без предупреждения, нападает на человека, внезапное начало многих нервных срывов у внешне невозмутимых людей. Теория подвергалась резкой критике как за возможно н..

Теория Клоаки

"Теория", в которую часто верят дети, о том, что рождение происходит через задний проход. Не удивительно, что психоаналитическая теория многое извлекает из этого простого, но понятного недоразумения со стороны не умудренного опытом ребенка.. ..

Теория Когнитивного Диссонанса

(англ. Cognitive dissonance theory. От англ. Cognition - знание + dissonance - несоответствие, разногласие) - социально-психологическая теория, разработанная амер. Психологом Леоном Фе-стингером (1957) для объяснения изменений т. Н. Когниций (мнений, аттитюдов, убеждений) как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. Одной из особенностей Т. К. Д. Является то, что она связывает воедино аффект и интеллект, эмоциональный и когнитивный компоненты установок.Состояние когнитивного диссонанса..

Теория Когнитивной Последовательности

Теория организации установок (отношений), центральное место в которой занимает тот факт, что люди стремятся к последовательности в своих убеждениях, действиях и нравственных установках. Любая непоследовательность (например, когда вы делаете то, во что сами не верите) вызывает неприятные чувства (когнитивный диссонанс). В результате у человека возникает стремление изменить или свои установки, или свое поведение, чтобы восстановить последовательность.. ..

Дополнительный поиск Теория Кляйна (kleinian Theory) Теория Кляйна (kleinian Theory)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теория Кляйна (kleinian Theory)" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теория Кляйна (kleinian Theory), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 31 символа