Философско-психологическая Концепция
(С.Л.Рубинштейн)Будучи пионером в использовании онтологич. Подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др. Уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект. Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения чел. С миром, помимо которых выделяется также отношение - не только к бытию, но и к др. Субъекту. Когда объектом воздействия становится др. Чел., необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собств. Сущность, обретаемая через другого. В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения.
Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личн. Способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личн. Особым образом строит свои отношения с миром. Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психический процесс явл. Способом личност. Регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции. Регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта. В разработанной Рубинштейном структуре личн. Представлены психол.
Модальности деятельности - потребности, способности, направленность. В "Основах общей психологии". Личн. Определяется через триединство - что чел. Хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное. В жизнедеятельности чел. Проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер. Условия жизни чел., жизн. Обстоятельства не явл. Чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел.
К их решению. Личн. Рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутр. Структуре личн., но и целостность, системность связям личн. С миром. Личн. Не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. Людьми, жизнью как таковой. Личн. Целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной. Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизн.
Проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта - это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практич. Достижений. Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания явл. Этапами вычленения личн. Из непосредственных связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий. Чел. Осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. Людей. Самосознание - не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.
Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. Человека. Жизнь - особое измерение личн., то, в чем личн. Объективирует свою сущность. Личн. Как субъект жизни связывает клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов творчества , социальных достижений - своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни. Каждая личн. По-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в старости. Одна зависит от цепи внеш. Событий, другая творит и охраняет свой внутр. Мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья организует, направляет и ускоряет внеш. События, реализуя в них свой внутр.
Мир. На жизн. Пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн. Может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление. Человек явл. Не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность - не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определ. Соотношениях, пропорциях, с определ. Мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации. Жизнь явл. Для чел. Проблемой. Жизн. Противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы.
Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизн. Противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия. Только та жизнь явл. Подлинной, которая осуществляется, строится человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. Существование продолжается, оно не явл. Жизнью. А потому - не трагична и смерть, уносящая такую жизнь. Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком. Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного. Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание себя как субъекта жизни..
Дополнительный поиск Философско-психологическая Концепция
На нашем сайте Вы найдете значение "Философско-психологическая Концепция" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философско-психологическая Концепция, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 36 символа