Человекознание

205

(англ. Anthropology. От греч. Anthropos - человек + logos- слово) - широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Короче, под Ч. Понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Если допустить синонимию "Ч.". И "антропологии", то можно выделить, по крайней мере, 4 значения Ч., различающиеся своей широтой. 1) Ч. Как вся совокупность знаний о человеке. 2) Ч.

Как все науки о человеке (научное Ч.). 3) Ч. Как комплексная наука о человеке (западный вариант антропологии). 4) Ч. Как физическая (в идеале биологическая) антропология (сов. Модель антропологии).Знания м. Б. Не только научные, но и вненаучные - фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и "паранаучные". (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Позитивистские требования строгого разграничения знания и веры, теории и гипотезы, науки и метафизики далеко не всегда выполнимы и полезны. Принципиальные трудности с определением степени достоверности знания обнаруживаются во всех науках, не исключая естественных. У гуманитариев они вырастают до таких размеров, что приходится мириться с невоспроизводимыми фактами, субъективными отчетами, понимающими методами, научными аллегориями и метафорами, прагматическими критериями истины.

За пределами науки - в сфере метафизики и религии с их трансцендентными вопросами и предметами - также ведется поиск и обоснование гуманитарного знания. Очевидно, вненаучное Ч. Сохраняет фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике (см. Психологическая педагогика), психотерапии, медицине, политике и т. Д.Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов. Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей. Историко-этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством. В ней отыскиваются и рассказы о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека.

Большим разнообразием отличаются близнечные мифы и мифы о душе. Анализ огромного количества данных археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики позволяет с уверенностью предполагать зарождение у первобытного Homo sapiens сложной системы верований, обычаев и обрядов, опирающихся на идею о соединении в человеке 2 различных начал. Души и тела (см. Анимизм, Дуализм, Психофизическая проблема). Говоря языком нем. Классической философии, осознавшая себя душа первобытного человека возвысилась до состояния духа.Человек - его повседневные труды и заботы, героические дела и авантюрные приключения, бурные страсти и нежные чувства, многообразие человеческих судеб, характеров, мотивов - занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном (см.

Психологизм). Мир художественных образов имеет особенно большую ценность для психологии и др. Наук, связанных с человеческой душой. Отметим, в частности, тот факт, что литературные персонажи довольно часто служат прототипами и эпонимами для психологических и психиатрических концептов (напр., эффект Пигмалиона, принцип Поллианны, синдромы Алисы в стране чудес, Манилова, Хлестакова и Мюнхгаузена. Этот список можно было бы расширить за счет названий синдромов и комплексов, связанных с мифологическими личностями - Геракл, Эдип, Диана, Каин и т. Д.). Можно считать вполне основательным давнее предложение Гордона Олпорта связать литературный подход к исследованию личности с научным, создав научно-гуманистическую систему изучения личности (см.

Знание живое, Психология искусства). Такая система должна быть взаимополезной, поскольку, как писал Анатоль Франс. "Наука без литературы схематична и груба. Литература без науки пуста, ибо сущность литературы - знание".Интерес к человеку обнаруживается у самого истока великой древнегреч. Философии. Ее призыв к человеку - познать себя, подкрепленный авторитетом Сократа, стал символическим девизом всего Ч. Первым, кто вполне ясно поставил задачу системы Ч. Как мировоззрения был И. Кант. В "Антропологии с прагматической т. Зр.". (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим главным предметом познания и преобразования. По Канту, антропология, как "учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде", заслуживает название "мироведения".

В качестве его источников Кант указывал. Самонаблюдение. Наблюдения за др. Людьми. Сообщения путешественников о др. Народах. Всеобщую историю и биографии. Художественную литературу. Возрождение философской антропологии в XX столетии связывают с творчеством М. Шелера. Шел ер и его последователи (Г. Плеснер, А. Гелен, А. Портман и др.) стремились соединить философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека.Велико и неоднородно религиозное знание о человеке. Во-первых, человек всегда был одним из важнейших объектов вероучения, вследствие чего самопознание выступало как необходимый элемент воспитания человека. В систематическом и истолкованном виде канонические знания о человеке представлены в религиозной (теологической) антропологии.

Во-вторых, самоанализ, самоконтроль и самоиспытания издавна практиковались как способы нравственного совершенствования человека в самых разных религиозных системах, в частности в пифагореизме, индуизме, буддизме, суфизме и христианстве. Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика, см. Аскетизм). В-третьих, религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятные и удивительные его свойства. "И люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд, - а себя самих оставляют в стороне!". (Августин).Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные.

К первым относят, напр., генетику, анатомию и физиологию человека, физическую антропологию, медицину. Гуманитарные науки прежде всего интересуются явлениями, которые выделяют человека из животного мира, тогда как естественные науки акцентируют то, что объединяет человека с животными - гены, анатомическое строение, рефлексы, биохимия и т. П. По давней традиции, к гуманитарным наукам причислены науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности. Археология, филология, языкознание, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология человека, антропогеография и др. Удачно определил термин "гуманитарные науки".

Культуролог Г. Д. Гачев (1991). "Гуманитарные (от homo) - занимаются человеком, его психикой, материальной и духовной культурой, обществом людей. Это есть самосознание человечества, исполнение Сократовой заповеди. "Познай самого себя", есть рефлексия вовнутрь человека и в построенный им искусственный мир культуры". Однако не все науки однозначно распределяются на категории естественные и гуманитарные (примером является как раз психология человека).Вопрос о разграничении наук о человеке и обществе весьма хитрый и основательно запутанный. Проводить границу между ними - занятие малопродуктивное. Западные социологи давно смирились с трудностями разграничения социологии и др. Гуманитарных наук, предпочитая говорить о тесных узах социологии с антропологией, психологией, экономикой, политологией, историей - ее "двоюродными сестрами".

Все они объединяются под разными именами. "социальные науки", "5м-хевиоральные науки", "общественно-психологические науки". (Питирим Сорокин) и т. Д. Особо отметим, что в англоязычных странах антропология - это комплексная наука, включающая не только физическую (биологическую) антропологию, но и культурную, социальную и психологическую антропологии, а также доисторическую археологию и этнолингвистику. Своеобразие этого объединения заключается в том, что оно не исключает иных объединений данных наук или же их самостоятельного существования (в плане организации исследований, подготовки специалистов и систематизации знаний). Фактически, некоторые науки имеют как бы двойное или тройное гражданство (напр., этнопсихология).

Можно сказать, что идея Ф. Бэкона о принадлежности наук об обществе к Ч. Доказала свою жизнеспособность. Также безосновательны усилия отделить от Ч. "науки о духе". Понимая это, Э. Кассирер для своего "Эссе о человеке". Выбрал характерный подзаголовок. "Введение в философию человеческой культуры". С идеей преодоления раздробленности "отечественных". Наук о человеке в 1960-е г. Выступил психолог Б. Г. Ананьев. Призывая к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, центральное место он отвел психологии (см. Психологизм). В этом призыве не учитывается, что и лингвисты, и географы, и даже физические антропологи в не меньшей степени осознают положение своих наук как связывающих естество- и обществознание.

Др. Подход к интеграции научного Ч. Разрабатывался философом Г. П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится не по отношению к массивам знания, создаваемым отдельными науками, а по отношению к 3-м "полярным представлениям". Человека. Как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма. Привычные образы структуры Ч. - "лестница", "дерево", "слоеный пирог", "иерархия". Психология в них либо вообще не представлена как самостоятельная наука (О. Конт), либо занимает срединное положение между социальными и биологическими науками. Более эффективен др. Образ - сферическая структура, в которой нет разделения на крайних и срединных, на высших и низших, но м.

Б. Введена многомерная система координат и полюсов. (Б. М.).

Значения в других словарях
Человеко-центрированный Подход

В эргономике (англ. Human-centered approach) - подход к распределению функций и задач между человеком и машиной, рассматривающий, с одной стороны, логику и суть деятельности человека, его мотивацию, отношение к процессу и результату деятельности, а с др. - технические возможности и ограничения машины и на этой основе проектирующий взаимодействие человек-машина-среда. См. Эргономика. (К. В. Самойлов.). ..

Человековосприятие

(восприятие человека человеком) - понятие, используемое в психологии социальной. Означает процесс построения индивидом образа другого человека, разворачиваемый при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни отражения психического. Этому процессу свойственны особые временные характеристики. 1) первоначально при восприятии незнакомого человека главное внимание уделяется его внешности - экспрессии лица, глазам, прическе, движениям выразительным. 2) при разворачивании процесса воспри..

Человеческая Природа

Абсолютно неопределимый термин. Его употребление неизменно подразумевает врожденность, но то, какие конкретно характеристики считаются наследственными данными, полностью зависит от предубеждений автора. Наиболее распространенное употребление этого термина кажется, что-то вроде извинения за бесчеловечное поведение.. ..

Человеческие Паттерны Ухаживания

(human courtship patterns) Ухаживание представляет собой ин-т, посредством к-рого холостые люди и/или их родственники включаются в установление отношений, имеющих целью заключение брака. Об-ва различаются по той степени, в к-рой доминирующая роль в ухаживании отводится родителям или самим партнерам по будущему браку. Родители могут осуществлять как опосредованное влияние на выбор супруга(и), так и прямое - иногда путем угроз лишения необходимых материальных благ. Они могут реализовывать контроль..

Дополнительный поиск Человекознание Человекознание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Человекознание" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Человекознание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 14 символа