Человекознание
(англ. Anthropology. От греч. Anthropos - человек + logos- слово) - широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Короче, под Ч. Понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Если допустить синонимию "Ч.". И "антропологии", то можно выделить, по крайней мере, 4 значения Ч., различающиеся своей широтой. 1) Ч. Как вся совокупность знаний о человеке. 2) Ч.
Как все науки о человеке (научное Ч.). 3) Ч. Как комплексная наука о человеке (западный вариант антропологии). 4) Ч. Как физическая (в идеале биологическая) антропология (сов. Модель антропологии).Знания м. Б. Не только научные, но и вненаучные - фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и "паранаучные". (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Позитивистские требования строгого разграничения знания и веры, теории и гипотезы, науки и метафизики далеко не всегда выполнимы и полезны. Принципиальные трудности с определением степени достоверности знания обнаруживаются во всех науках, не исключая естественных. У гуманитариев они вырастают до таких размеров, что приходится мириться с невоспроизводимыми фактами, субъективными отчетами, понимающими методами, научными аллегориями и метафорами, прагматическими критериями истины.
За пределами науки - в сфере метафизики и религии с их трансцендентными вопросами и предметами - также ведется поиск и обоснование гуманитарного знания. Очевидно, вненаучное Ч. Сохраняет фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике (см. Психологическая педагогика), психотерапии, медицине, политике и т. Д.Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов. Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей. Историко-этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством. В ней отыскиваются и рассказы о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека.
Большим разнообразием отличаются близнечные мифы и мифы о душе. Анализ огромного количества данных археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики позволяет с уверенностью предполагать зарождение у первобытного Homo sapiens сложной системы верований, обычаев и обрядов, опирающихся на идею о соединении в человеке 2 различных начал. Души и тела (см. Анимизм, Дуализм, Психофизическая проблема). Говоря языком нем. Классической философии, осознавшая себя душа первобытного человека возвысилась до состояния духа.Человек - его повседневные труды и заботы, героические дела и авантюрные приключения, бурные страсти и нежные чувства, многообразие человеческих судеб, характеров, мотивов - занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном (см.
Психологизм). Мир художественных образов имеет особенно большую ценность для психологии и др. Наук, связанных с человеческой душой. Отметим, в частности, тот факт, что литературные персонажи довольно часто служат прототипами и эпонимами для психологических и психиатрических концептов (напр., эффект Пигмалиона, принцип Поллианны, синдромы Алисы в стране чудес, Манилова, Хлестакова и Мюнхгаузена. Этот список можно было бы расширить за счет названий синдромов и комплексов, связанных с мифологическими личностями - Геракл, Эдип, Диана, Каин и т. Д.). Можно считать вполне основательным давнее предложение Гордона Олпорта связать литературный подход к исследованию личности с научным, создав научно-гуманистическую систему изучения личности (см.
Знание живое, Психология искусства). Такая система должна быть взаимополезной, поскольку, как писал Анатоль Франс. "Наука без литературы схематична и груба. Литература без науки пуста, ибо сущность литературы - знание".Интерес к человеку обнаруживается у самого истока великой древнегреч. Философии. Ее призыв к человеку - познать себя, подкрепленный авторитетом Сократа, стал символическим девизом всего Ч. Первым, кто вполне ясно поставил задачу системы Ч. Как мировоззрения был И. Кант. В "Антропологии с прагматической т. Зр.". (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим главным предметом познания и преобразования. По Канту, антропология, как "учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде", заслуживает название "мироведения".
В качестве его источников Кант указывал. Самонаблюдение. Наблюдения за др. Людьми. Сообщения путешественников о др. Народах. Всеобщую историю и биографии. Художественную литературу. Возрождение философской антропологии в XX столетии связывают с творчеством М. Шелера. Шел ер и его последователи (Г. Плеснер, А. Гелен, А. Портман и др.) стремились соединить философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека.Велико и неоднородно религиозное знание о человеке. Во-первых, человек всегда был одним из важнейших объектов вероучения, вследствие чего самопознание выступало как необходимый элемент воспитания человека. В систематическом и истолкованном виде канонические знания о человеке представлены в религиозной (теологической) антропологии.
Во-вторых, самоанализ, самоконтроль и самоиспытания издавна практиковались как способы нравственного совершенствования человека в самых разных религиозных системах, в частности в пифагореизме, индуизме, буддизме, суфизме и христианстве. Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика, см. Аскетизм). В-третьих, религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятные и удивительные его свойства. "И люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд, - а себя самих оставляют в стороне!". (Августин).Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные.
К первым относят, напр., генетику, анатомию и физиологию человека, физическую антропологию, медицину. Гуманитарные науки прежде всего интересуются явлениями, которые выделяют человека из животного мира, тогда как естественные науки акцентируют то, что объединяет человека с животными - гены, анатомическое строение, рефлексы, биохимия и т. П. По давней традиции, к гуманитарным наукам причислены науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности. Археология, филология, языкознание, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология человека, антропогеография и др. Удачно определил термин "гуманитарные науки".
Культуролог Г. Д. Гачев (1991). "Гуманитарные (от homo) - занимаются человеком, его психикой, материальной и духовной культурой, обществом людей. Это есть самосознание человечества, исполнение Сократовой заповеди. "Познай самого себя", есть рефлексия вовнутрь человека и в построенный им искусственный мир культуры". Однако не все науки однозначно распределяются на категории естественные и гуманитарные (примером является как раз психология человека).Вопрос о разграничении наук о человеке и обществе весьма хитрый и основательно запутанный. Проводить границу между ними - занятие малопродуктивное. Западные социологи давно смирились с трудностями разграничения социологии и др. Гуманитарных наук, предпочитая говорить о тесных узах социологии с антропологией, психологией, экономикой, политологией, историей - ее "двоюродными сестрами".
Все они объединяются под разными именами. "социальные науки", "5м-хевиоральные науки", "общественно-психологические науки". (Питирим Сорокин) и т. Д. Особо отметим, что в англоязычных странах антропология - это комплексная наука, включающая не только физическую (биологическую) антропологию, но и культурную, социальную и психологическую антропологии, а также доисторическую археологию и этнолингвистику. Своеобразие этого объединения заключается в том, что оно не исключает иных объединений данных наук или же их самостоятельного существования (в плане организации исследований, подготовки специалистов и систематизации знаний). Фактически, некоторые науки имеют как бы двойное или тройное гражданство (напр., этнопсихология).
Можно сказать, что идея Ф. Бэкона о принадлежности наук об обществе к Ч. Доказала свою жизнеспособность. Также безосновательны усилия отделить от Ч. "науки о духе". Понимая это, Э. Кассирер для своего "Эссе о человеке". Выбрал характерный подзаголовок. "Введение в философию человеческой культуры". С идеей преодоления раздробленности "отечественных". Наук о человеке в 1960-е г. Выступил психолог Б. Г. Ананьев. Призывая к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, центральное место он отвел психологии (см. Психологизм). В этом призыве не учитывается, что и лингвисты, и географы, и даже физические антропологи в не меньшей степени осознают положение своих наук как связывающих естество- и обществознание.
Др. Подход к интеграции научного Ч. Разрабатывался философом Г. П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится не по отношению к массивам знания, создаваемым отдельными науками, а по отношению к 3-м "полярным представлениям". Человека. Как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма. Привычные образы структуры Ч. - "лестница", "дерево", "слоеный пирог", "иерархия". Психология в них либо вообще не представлена как самостоятельная наука (О. Конт), либо занимает срединное положение между социальными и биологическими науками. Более эффективен др. Образ - сферическая структура, в которой нет разделения на крайних и срединных, на высших и низших, но м.
Б. Введена многомерная система координат и полюсов. (Б. М.).
Дополнительный поиск Человекознание
На нашем сайте Вы найдете значение "Человекознание" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Человекознание, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 14 символа