Эксперимент Формирующий

76

(эксперимент психолого-педагогический. Эксперимент обучающий. Воспитывающий. Преобразующий. Развивающий) - применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы - эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий. Метод формирования психики активного. Форма эксперимента естественного, характерная тем, что изучение некоих процессов психических происходит при их целенаправленном формировании. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого - в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием.

Из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, определяющий это развитие. При этом с помощью этого метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность). Затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается экспериментом констатирующим, благодаря чему удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответственного зоне развития ближайшего. Эксперимент формирующий применяется не только в психологии теоретической, но и для диагностики развития умственного, в частности - в патопсихологии.

Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, но через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко применяется в отечественной психологии (с конца 30-х гг.) при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием особенно эффективных форм учебно-воспитательного процесса..

Значения в других словарях
Эксперимент Стреттона

Автор. Дж.Стреттон. Категория. Доказательство активной природы восприятия. Специфика. Испытуемые в этом эксперименте носили инвертированные очки, которые меняли местами, например, левые и правые, верхние и нижние части сетчаточного образа. Если индивид имел возможность активно взаимодействовать с предметами окружающего мира, то по истечение определенного времени ношения этих очков образ окружающего мира восстанавливался. Литература. Стреттон Дж. Перевернутый мир // (Ред.) Гиппенрейтер Ю.Б., Миха..

Эксперимент Стреттона (1896)

Классический эксперимент, заключавшийся в том, что сам исследователь, Джордж Стреттон, носил оптическое приспособление, через которое все объекты воспринимались им как смещенные по горизонтали и перевернутые.. ..

Эксперимент Холуэя—боринга (1941)

Классический эксперимент, доказавший, что в восприятии признаков расстояния решающая роль принадлежит константности восприятия размера.. ..

Эксперимент, Контролируемый

По смыслу этот термин является избыточным, так как предполагается, что все эксперименты должным образом контролируются. Однако часто можно встретить этот термин употребляемый по отношению к экспериментам, в которых используются и экспериментальная контрольная группы.. ..

Дополнительный поиск Эксперимент Формирующий Эксперимент Формирующий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эксперимент Формирующий" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эксперимент Формирующий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 23 символа