Эксплицитно-структурированное Теоретизирова-ние

174

- теоретическое доказательство, основанное на эмпирическом под-тверждении данных. "Эксплицитно структурированные теории представляют теоретические формулировки, характеризующиеся присутствием детализации и конкретизации элементов представленной теории, а также их легкой конвенциальной эмпирической проверкой". [Franklin, 1982, c. 39] эксплицитно структурированные теории обладают детализированной и конкретизированной формой, демонстрирующей все теоретические эле-менты наглядно различимые читателем. Для данного типа теорий наиболее характерной является форма дедукции, хотя могут быть представлены и индукция и ретродукция. Дедукция, описанная F. Becon, предполагает движение от общего к частному, т.е.

Формулированию общей гипотезы, подтверждаемой эмпирически. Дедуцирование в процессе конструирова-ния теорий предполагает первоначальное формулирование абстрактных понятий и постулатов, из которых выводятся предположения более низко-го порядка, которые и подвергаются проверке. Наиболее часто используе-мыми элементами дедуцирования являются эксплицитно установленные понятия, постулаты, предположения и лишь иногда - операциональные определения. Другими словами, в дедуктивной теории исследователь пред-ставляет четко очерченную структуру, мало беспокоясь о вовлечении во-ображения читателя. В качестве примеров такого рода теорий можно при-вести теорию когнитивного диссонанса L. Festinger [1957], различные теории атрибуции (Heider, Kelly и т.п.), а также межличностной аттракции.

Индукция, введенная в аппарат научного доказательства C. Piers, предпо-лагает движение от частного к общему, т.е. Установление закономерных отношений между элементами, конструирование понятий и разработку обобщений, объясняющих эмпирическую повторяемость. Она предполага-ет конструирование теории через аккумуляцию и суммирование разнообразных исследований. В ее основе лежит стратегия перехода от частного к общему, при предположении, что общее объяснит частное. В процессе индукции осуществляется процесс прохождения эмпирическими данными через номинальные определения и представления к основным выводам в отношении исследуемого феномена или явления. Самым уязвимым ее аспектом является обоснование исчерпывающих оснований для вынесения суждения о выявленном факте.

Как отмечает C.W. Franklin, "индуктивное теоретизирование может являться источником предубеждений, порождае-мых рядом источников, включая (1) недостаток знаний об исследуемом явлении у обследуемых, (2) особую ценность для них определенного под-хода, (3) преувеличение информированности людей об анализируемом явлении, (4) что сформировавшееся у них отношение носит устойчивый характер". [1982, c. 40]. Ретродукция, также введенная C. Piers, предпола-гает сочетание возможностей и индукции и дедукции по схеме движения от общего к частному и от полученного частного к новому, более широко-му и точному частному. C. Schrag [1967] определяет ретродукцию как "технику последовательного приближения, посредством которой теоретические понятия и выводы приводятся в более точное соответствие с ре-альностью, сохраняя логическую последовательность, предполагаемую дедуктивной системой".

[Приводится по. Franklin, 1982, c. 42]. В случае ретродукции теоретик постоянно балансирует между теоретическими ин-тересами и эмпирическими данными, но в отличие от индукции в ней предполагается и возможность выхода за рамки данных. Получение до-полнительной фактуры в эмпирическом исследовании приводит к переос-мыслению исходной гипотезы, которая, в свою очередь, должна получить эмпирическое подтверждение. На практике ретродукция имеет место в случае, если на основе анализа эмпирических данных исследователь выводит новые предположения, в них не представленные, и проверяет их. Без-условно, ретродукция, наряду с достоинствами индукции и дедукции включает и их недостатки, проявляющиеся, опять-таки, во-первых, в не-возможности объять необъятное, т.е.

Всю совокупность феноменологии, и, во-вторых, ограниченность рамок уже сконструированной теории. Особой разновидностью эксплицитно-структурированного теоретизирования явля-ется абдукция. Будучи введенной в научный обиход известным итальян-ским лингвистом U. Eco [1983], она предполагает схватывание кода взаи-мосвязи эмпирических данных, при условии отсутствия возможностей ее эмпирического установления посредством традиционных методов. Проце-дура абдуцирования предполагает генерирование возможных моделей возможных причинно-следственных связей. Примером такого рода являет-ся прочтение клинописи. Когда в результате комбинирования различных вариантов прочтения имеющихся клинописных табличек удалось устано-вить их смысл.

Главным условием верности схватывания кода является безусловное прочтение всей имеющейся в распоряжении фактуры. U. Eco разработал ряд вариантов абдуктивного вывода [1983, c. 66-76]. В случае "креативной абдукции". Правило значение вырабатывается ex novo, т.е. Изобретается интерпретатором. Условием креативной абдукции является владение исследователем "кодами", с помощью которых организовано знание. Если они присутствуют в сознании интерпретатора, то знание ста-новится "открытым". (opera operta) в том смысле, что появляется возмож-ность в его принципиально бесконечном толковании. Определенное зна-чение для результатов работы понимающего сознания имеет то, как уст-роены сами коды и насколько их устройство и принцип функционирования известны самому интерпретатору.

Несмотря на кажущуюся явную ненауч-ность, в традиционном понимании этого слова, абдукции, именно ее мно-гомерная креативность, создает хорошие предпосылки для развития как идей диатропики, так и интегративной эклектики. Уязвимость абдукции проявляется в ее привязанности к интуиции исследователя-интерпретатора, а также сложности доказательства того, что выявленный код охватывает всю совокупность исследуемой феноменологии. Обобщен-ный анализ возможностей и ограничений эксплицитно-структурированных способов теоретизирования представлен в таблице № 2, представленной в Приложении. В качестве альтернативной системы научного теоретизирования выступает имплицитно-структурированное теоретизирование (см. Соответствующий раздел)..

Значения в других словарях
Эксплантат

(explant) - 1. Живая ткань, переносимая из тела (или из какого-либо организма) в подходящую искусственно созданную среду для культивирования. Ткань начинает расти в этой искусственно созданной среде и может использоваться в процессе изучения для диагностических или экспериментальных целей. Иногда таким способом изучается рост опухолей. 2. Материал из силиконовой резины, пришиваемый на наружную часть глазного яблока над разрывом сетчатки или отверстием в ней (см. Отслойка сетчатки, Плюмбаж). Обра..

Эксплицитная Память

Обычно противопоставляемый имплицитной памяти, этот вид памяти требует сознательной попытки вспомнить что-либо, усвоенное ранее. Когда вы сидите на экзамене и пытаетесь вспомнить материал, усвоенный за последний год, то пользуетесь своей эксплицитной памятью. При использовании имплицитной памяти происходит повторение ранее усвоенной деятельности без какого-либо сознательного усилия. Исследования пациентов, страдающих амнезией, показывают, что они обычно утрачивают эксплицитную память, но их импл..

Эксплицитное Научение

См. Научение, эксплицитное.. ..

Эксплицитный

1. Вообще – характеристика того, что поддается прямому и ясному определению. 2. Более широкое значение. Характеристика того, что является явным и открытым для наблюдения. 3. Еще более широкое значение. Характеристика того, что является осознанным. Эксплицитные когнитивные процессы – те, которые человек использует осознанно. Ср. Здесь с имплицитным.. ..

Дополнительный поиск Эксплицитно-структурированное Теоретизирова-ние Эксплицитно-структурированное Теоретизирова-ние

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эксплицитно-структурированное Теоретизирова-ние" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эксплицитно-структурированное Теоретизирова-ние, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 47 символа