Благовещение

143

Один из Великих Богородичных праздников христианской церкви, приходящийся на 25 марта и посвященный воспоминанию возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. О самом событии повествуется в одном только Евангелии от Луки (Лук. 1. 26-38), но подробно, что соответствует важности его.Событие совершилось в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя. По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших Богородичных праздников. Настолько же древне приурочение его к 25 марта. Крайние сроки, с которыми совпадает Благовещение,- четверг третьей недели Великого поста и среда Светлой седмицы. Соответственно величию этого дня, церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится в Пасху, а пост ради него ослабляется.

Поэтому еще VI Вселенский Собор постановил совершать в день Благовещения литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров.Благовещение — один из самых распространенных сюжетов русского иконописания. На иконе XVI в. Перед Богоматерью стоит Архангел Гавриил, обхватив обеими руками большой восьмиконечный черный крест. Богоматерь стоит во весь рост и удерживает на руках Спасителя, Который отворачивается от видения. На иконе надпись читается. «Рече Богородица к Архангелу. «О Архангеле, уже прежде благовестил еси радость, егда зачати во утробе и породиши Сына, Его же царствию не будит конца, и ныне вижу тя крест держаще, утробою уязвляюся, вспоминая Симеоново пророчество». Отвещает Архангел и рече. «Подобает Сыну Человеческому много пострадать, и распятому быть, и в третий день воскреснуть».

В русском народном календаре Благовещение отмечалось как начало весны, как день «открытия земли», пробуждения ее ото сна, выхода из земли гадов, змей, лягушек, мышей, насекомых, появления нечистой силы, прилета птиц, пробуждения пчел, медведей. Благовещение — подобно Рождеству, предвещало и магически предопределяло весь грядущий год.Предки наши говорили, что Благовещение — самый большой у Бога праздник. В день этот, как в Пасху, и грешников в аду не мучат. На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно-народные праздники — Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день, — солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник.

Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на время крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. В древнем русском быту с праздника Благовещенье считали начало года, который отсего нередко назывался у наших предков «благовещенским». Благовещения считалось также началом весны. По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена. Те и другие потом хранились нашими сельскими хозяевами до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божня для хорошего роста и плодородия своих нив.Радуясь празднику Благовещения, наши предки выражали свою радость очень умилительным образом, именно отпускали птиц на волю в той мысли, что создания эти будут благословлять пред Творцом виновников своей свободы.

Нельзя не заметить, что обычай этот довольно соответствует празднику Благовещения как великому дню свободы всего мира. В Малороссии в старину внуки и дети на праздник Благовещения вывозили на лубках своих престарелых и бедных дедов и отцов на улицу и собирали для них милостыню. Наконец, с днем Благовещения связано множество примет и наблюдений, по которым русские гадали о будущей погоде и урожае. «Каково Благовещение, таково и Светлое Воскресение. Благовещение — грибное лето» и т. П. Здесь особенно много значило то, что этот праздник, как мы видели, служит началом весны и вместе с тем древнерусского народного года. Между обрядами и верованиями, связанными с Благовещением, некоторые сохранились от языческой старины.

Таков, например, обычай сжигать соломенные постели и старую обувь, скакание чрез костры, окуривание как предохранительное средство от всякого рода болезней.Все эти обряды близки по своему характеру к обрядам купальским. В них выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, свойственная всем древним языческим религиям, и в частности древнерусской. Приурочены они к празднику Благовещения потому, что этот день считался началом весны, времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света. Поэтому церковь наша не могла не осудить эти суеверия. Уже в Кормчей 1282 читаем запрещение против тех, которые в день Благовещения «пред храмины своими, или враты домов своих, пожар запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю».

К подобного же рода остаткам язычества нужно отнести и то, что на Благовещение воры старались что-либо украсть в надежде, что, если это им удастся сделать теперь, они могут быть уверены в успехе своих предприятий к празднику Благовещенья на том основании, что в древнерусской жизни он был началом года, а с новым годом вообще и доселе связываются подобного рода поверья. Многие русские верят, что как кто встретит и проведет первый день года, так пройдет для него и весь год. По погоде того дня, считая дождь благоприятным предзнаменованием, по снегу на крыше, по морозу или по оттепели старались угадать, каково будет лето и каков будет урожай. «На Благовещение дождь, родится рожь». Если на Благовещение будет день красный, то предполагают, что в тот год много беды принесут пожары, если же пойдет дождик, то будет «грибной» год, если мороз, то надо ждать еще 40 утренников, хотя, во всяком случае, это уж не зима, как и Покров не лето.

Много уже прибыло дня, светло и днем, и вечером, и не нужно уже дуть огня. Во многих еще местах сохранялось верование в огонь, через который в этот день скакали, чтобы избавить себя от призора. Окуривали свои платья для того, чтобы предостеречь себя от «обаяния», и сожигали свои соломенные тюфяки, чтобы истребить болезни. Плохой хозяин не положит кусочек целой просфоры в клети в сусек, чтоб было в нем на будущую осень больше хлеба.Придерживающиеся старины люди советовали печь «мирские (из общей муки) благовещенские просвиры» и нести их для освящения к обедне («вынимать за здравие»). Принеся домой такую просфору, ее клали сначала под божницу, а потом — в закром с овсом, оставляя ее в последнем до первого ярового засева.

Сея яровину, сеятель брал ее из закрома и носил с собою во все время посева привязанною к сеялке. Соблюдением этого обычая надеялись оградить нивы от всякого «полевого гнуса» (вредных для хлебов насекомых) и вообще заручиться благой надеждою на урожай. Если у кого в хате была икона праздника, то ставили ее на Благовещеньев день в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:Мать Божья!Гавриил-архангел!Благовестите,Благоволите,Нас урожаем благословите:Овсом да рожью,Ячменем, пшеницейИ всякого жита сторицей!Пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. С этой солью, которая, по поверью, оказывает чудеса в разных болезнях, они пекли небольшие булки, предназначенные для лечения скота и называемые «бяшки».По существующим в Малороссии поверьям, Бог благословляет в этот день все растения, и все верили, что какова погода задастся в Благовещенье, такова будет и на Велик день, т.

Е. На Пасху.К этому дню был приурочен обычай среди всеобщих пожеланий благоденствия выпускать изловленных в тенеты и сети перелетных пташек Божиих на волю. Этим праздновался приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу студеную, и одновременно как бы приносилась бескровная жертва природе.В малоросских губерниях можно было услышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с небесной высоты. Гавриил-архангел водит соху с запряженным в нее белым конем, а «Мать Пресвятая Богородица» разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время «устами безмолвными, сердцем глаголящим» молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.Значение праздника Благовещения среди великопостных дней видно, между прочим, и из обихода в жизни московских царей, строго соблюдавших все церковные уставы и правила поста.

Еженедельно, по свидетельству Котошихина, в понедельник, среду и пятницу готовились кушанья рыбные и пирожные с маслом оливковым, ореховым, льняным и конопляным. В посты же Великий и Успенский готовилась сырая и гретая капуста, соленые, сырые и гретые рыжики и кушанья ягодные, но без масла. Оно разрешалось только в Благовещеньев день в равной степени как для царицы, так и для царевичей. Только малолетним царевичам и царевнам давалось разрешение во все посты на рыбные блюда и пирожные на масле для того, «что им еще в молодых летах посту держати не мочно». Кто вообще не хотел поститься, т. Е. Ел рыбу, упивался вином, того «унимали, смиряли и отлучали власти и попы от церкви Божией и налагали епитимью. Кроме Благовещения, государю разрешалась всякая приправа еще в именинные дни царицы и детей, когда на всех обедах полагались заздравные чаши включительно до монастырей.

Для Благовещеньева дня в XVI в. Сделано было исключение как нововведение, наравне с днем Рождества Христова, заключавшееся в том, что во время богослужения раздавались монастырской братии и мирянам свечи, как в неделю Ваий, в последние дни Страстной недели и в день св. Пасхи.В старой Москве совершался особый, теперь также оставленный и забытый, «чин хлеболомления» за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. Основное сходство обычая, совершавшегося также и в Новгороде, заключалось в том, что как святитель новгородский, так и святейшие патриархи московские благословленные в эту ночь «благодарные» хлебы и вино предназначали к раздаче всем предстоящим во храме. Пшеницу от всенощной в Новгороде сыпали в житницы, а хлеб раздавал святитель в дома на благословение.

В Москве патриарх, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике своего домового собора в честь Благовещения Богоматери, начатого постройкою в 1397 сыном Дмитрия Донского Василием. Патриарх каждому из церковных властей и царских бояр давал по целому хлебу «укругами», т. Е. Толстыми ломтями, и по целой стопе вина. Эти же укруги с небольшим количеством вина получал и народ. Царице и всему царскому семейству с ближним боярином посылал патриарх то же самое. Стольники несли хлеб и кубки с вином.Литургию в Благовещение как в Новгороде святитель, так и в Москве патриарх совершали согласно уставу, по которому, несмотря на дни Великого поста, обязательно полагалась литургия.

Чествование Благовещения всегда выделялось как самостоятельное и обязательное. Так, если оно случалось в неделю Вайи и совпадало с Вербным воскресеньем, то в Новгороде совершались две службы праздничные со бдением и было два величания, впрочем не рядом одно за другим. Если Благовещение приходилось в Страстную пятницу, то на литургии чтение Евангелия о Благовещении Марии Деве Архангела происходило первым, раньше евангельского повествования о Христовых страданиях. Только на один этот день в году на Благовещение не полагалось совершения литургии. На случай совпадения праздника Благовещения с днем св. Пасхи в Новгороде установлено было так, что Евангелие на утрени в царских дверях читал протоиерей, а по прочтении подносили владыке для целования.

Этот, во время пения «Господи воззвах», действовал с дьяконами проскомидию, а священники совершали ее в алтаре. По первой паремии (в отличие от Москвы) святитель кадил с тройною свечою, как на Преждеосвященной литургии, хотя литургия была Златоустова. Великий день придворного храмового праздника московский царь, как добрый хозяин, в своих покоевых хоромах, т. Е. В комнате и передней, кормил нищих, собиравшихся, кроме того, на Аптекарском дворе — под надзором дьяка Тайного приказа, жаловал деньгами (по два и одному рублю). Кормил сытно и сладко. Ухой из живой рыбы, жареными карасями и окунями в рассоле. В 1664 накормлено было разом 682 человека, получивших сверх того денежную дачу. Кто по 6 денег, кто по 2. Убогие и нищие люди расходились с благовещенской трапезы, унося с собою и разнося по весям Москвы славу о добротах и щедротах государевых.Н.

Ш., И.П. Калинский, Н.П. СтепановИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Благовещение

религиозный праздник, отмечаемый христианами 25 марта (одними церквами по григорианскому, другими — по юлианскому календарю). Связан с евангельским мифом об архангеле Гаврииле, возвестившем деве Марии «непорочное зачатие» и рождение ею Иисуса Христа (Евангелие от Луки, гл. 1). Определённые указания о Б. Имеются в правилах церковных соборов 7 в. Возможно, праздник был введён и ранее (с 4 в.), но он не был повсеместным. Б. Служило постоянным сюжетом религиозной живописи.. ..

Благовещение

БЛАГОВЕЩЕНИЕ - один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта (7 апреля).. ..

Блаватская

БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831-1891), теософ и писательница. Странствовала по Европе, Северной Африке, Малой Азии, Северной и Южной Америке, Индии и Китаю. В 1859 возвратилась в Россию, с 1860 устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 в США, печатала в американской прессе статьи по спиритизму. Приняла американское гражданство (1877). Под влиянием индийской философии основала в 1875 в Нью-Йорке Теософическое общество. В 1878 уехала в Индию, где с 1878 оно обосновалось. В 1884 вернулась в Евр..

Благо

В христианстве состояние, присущее Богу и не отступившей от Него части творения. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19. 17). Отойди от зла и сотвори благо. В русской философии высшее благо понимается как единство добродетели и благополучия. Благо есть безусловно желаемое, добродетель — безусловно должное (B.C. Соловьев).О.П.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Благовещенск

БЛАГОВЕЩЕНСК, город (с 1858), центр Амурской обл., порт на р. Амур, при впадении р. Зея. Ж.-д. Станция. 218,5 тыс. Жителей (1998). Машиностроение (производство оборудования для горнорудной и золотодобывающей промышленности. Судостроительный и др. Заводы. Производство электроприборов и др.), деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность. 4 вуза. Театр. Краеведческий музей. Основан в 1856 как Усть-Зейский военный пост.2.. ..

Благовещенский

Мужской монастырь, Владимирская еп., в Вязниках. Основан в 1643. В этом году построены были, по челобитью Вязниковских посадских людей, деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами прп. Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, и деревянные же настоятельские и братские кельи. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала «Ярополчью убогому дому». Через 40 лет после того, вместо деревянных церквей, построен каменный двухэтажный храм также в честь Благо..

Благовещение

БЛАГОВЕЩЕНИЕ (от греческого euangelion - благая весть), один из двунадесятых праздников в православии. Согласно евангельскому повествованию, отмечается 25 марта (7 апреля) в память> о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии "благой вести" о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа. Благовещение вошло в христианский календарь лишь в 4 в. На Русь Благовещение пришло вместе с другими христианскими праздниками и обрядами в конце 10 в.. ..

Благовещение

Общее значение этого слова. — добрая, радостная весть (εύανγέλιον) благовестие, то же, что и Евангелие, а частное указывает на праздник Благовещения Εύανγελισμός, annuntiatio), бывающий 25 марта. В этот праздничный день церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом в галилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии, недавно пред сим обрученной Иосифу, тайны воплощения от Ней Бога-Слова (Лук. 1, 26—38). В церковной службе этого праздника изображаются разные обстоятельства этого события. Троп..

Благовещение

В Евангелии от Луки (1:26-38) рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания и выразила свою веру словами. "да будет Мне по слову твоему". Начиная по крайней мере со 2 в. Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в ..

Благовещение

Весть, праздник. ..

Благовещение

Ср.Один из двунадесятых церковных праздников у православных христиан, отмечаемый 7 апреля по новому стилю или 25 марта - по старому в память о "благой вести", принесенной - согласно евангельским представлениям - архангелом Гавриилом Деве Марии о предстоящем рождении у нее Спасителя мира - Иисуса Христа. Благовещение Пресвятой Богородицы.. ..

Благовещение

См. БлаговещеньеБольшой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е. СПб. Норинт С. А. Кузнецов. 1998. ..

Благовещение

-я, ср. 1. (Б прописное). В христианстве. Один из двенадцати основных праздников в память принесённой деве Марии благой вести о её непорочном зачатии и будущем рождении Иисуса Христа (25 марта / 7 апреля). Б. Совпало со временем Великого поста. Б. Пришлось на Пасху. Какое Б., такая и Пасха (примета о погоде). 2. Сама такая весть. Б. Пресвятой деве Марии. II прил. Благовещенский, -ая, -ое (к 1 знач.). Б. Праздник.. ..

Благовещение

(Б прописное), Благовещенья, мн. Нет, ср. (церк.). Один их христианских праздников.. ..

Благовещение

Благове́щение цслав. Калька греч. Εὑαγγελισμός. По церквам Благовещения получили название различные русск. Населенные пункты, например Благове́щенск. См. Унбегаун RES 16, 66.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Благовещение

— один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 марта (7 апреля). Установлен в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее Бога-Слова (Лк I, 26-38). С догматической точки зрения Благовещение — важнейший момент священной истории. Прекращение действия закона и начало действия благодати (со слов архангела «радуйся, Благодатная!»), т. Е. Смена заветов. Празднуется с IV века (свидетельство Афанасия Великого). Праздничные каноны составлены в VIII..

Благовещение

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст.ст. (7 апреля нов. Ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа - Спасителя. "Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами. Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождае..

Благовещение

(греч.εύαγγελισμός, ср. Лат. Annuntiatio, «возвещение»), в христианских религиозно-мифологических представлениях начальный момент истории вочеловечения бога, т. E. Земной жизни Иисуса Христа. Согласно евангельскому повествованию (Лук. 1, 26-38), архангел Гавриил, посланный богом к деве Марии в галилейский городок Назарет, где она вела девственную жизнь в доме своего мнимого мужа Иосифа Обручника, сообщает ей, что у неё родится сын Иисус, и это будет мессия и сын божий. Мария же спрашивает, как и..

Дополнительный поиск Благовещение Благовещение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Благовещение" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Благовещение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 12 символа