Выгон Скота

77

Первый весенний выгон скота у русских крестьян считался трудовым праздником. Производился он повсеместно на Егорьев день — 23 апреля. Св. Георгия считали покровителем скота. После молебна и освящения стада перед храмом скот гнали в поле ветками, сохраненными от Вербного воскресенья. Молебен мог совершаться у часовни, куда сгоняли скот, или просто в поле. В Рязанской губ. (Зарайский у.), напр., по свидетельству очевидца, первый выгон происходил таким образом. «23 апреля, в день св. Георгия, когда лист на березе должен быть в полушку, в первый раз выгоняется скот в поле. Во многих местах принято за правило в этот день призывать священника, чтобы отслужить молебен с водосвятием. С восхождением солнца сгоняется все стадо к часовне на выгон.

Всякая хозяйка сгоняет свою корову вербой, которую нарочно для этого сберегает у образов с заутрени Вербного воскресенья. У часовни служится молебен, и когда воду освятят, то прогоняют все стадо мимо священника, и батюшка, стоя у околицы, окропляет проходящий мимо него скот святою водою». Пастухов «потчевали пирогами, кашею и яйцами».Обряд первого выгона скота мог совершаться отдельными хозяевами у себя на дворе. Хозяин брал в руки образ, а хозяйка — горшочек с горячими углями и ладаном и три раза обходили свою скотину (сведения из Новоторжского у. Тверской губ.). Празднование в той или иной форме Егорьева дня было распространено по всей территории расселения русских.В некоторых местах день «Егорья храбраго» считался конским праздником.

В Даньковском у. Рязанской губ., например, в этот день «делали коня». Четыре парня клали себе на плечи две крепкие жерди. Один из парней держал на вилах конский череп или конскую голову, убранную бубенчиками и кусочками цветных тряпок. Сзади концы жердей связывались веревкой. К веревке прикрепляли хвост, сделанный из вымоченной в воде конопли. Жерди обматывали сеном и грубой тканью из конопли. На жерди забирался верхом мальчик, чаще всего пастушонок. Он должен был уметь хорошо играть на жалейке.«Конь» в сопровождении зрителей обходил всю деревню под звуки жалейки. Затем компания направлялась в соседнюю деревню. Там, завидев издали шествие, снаряжали как можно скорее своего «коня». На выгоне перед деревней происходил «бой» двух «коней».

Парни, подражая лошадиному ржанью, бросались друг на друга, пока один из «коней» не разваливался. Иногда после этого водили «круги» («курагоды»), причем один из парней изображал коня.В местах развитого овцеводства при завершении выпаса отмечался «овечий праздник» — овчар. Его приурочивали ко дню Анастасии (29 октября), слывшей покровительницей овец. Праздник начинался на заре. Главными исполнителями и героями дня были пастухи. Они играли на рожках, пели песни, поздравляли хозяев овечьих стад с благополучным окончанием выпаса. В этот день производились последние расчеты с пастухами. Пение и пляски продолжались до вечера, затем за праздничным угощением велись разговоры на тему дня. О ценах на шерсть и задатках скупщиков.

К посл. Четверти XVIII в. «овечий праздник» в развернутом варианте в Рязанской, Владимирской и др. Губ. Встречался уже чаще в рассказах, чем в реальности, но местами сохранился и позднее. Бытовали в XIX в. Народные прозвища святых этого дня. Авраамий овчар, Анастасия овечница. Пастухи овец (овчары) обращались к ним с молитвами.М.М. ГромыкоИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Выговская

Пустынь, один из центров старообрядческого раскола, находилась в Повенецком у. Олонецкой губ., при реке и озере Выге. Основана около 1695 бежавшими из Соловецкого монастыря от осады иноками и другими ревнителями старины, не хотевшими принять «Никоновых новин». В цветущее время община состояла из двух главных скитов, Данилова и Лексы (в 30 верстах от первого) и двенадцати пашенных дворов. Выработанное выговскими скитами учение распространилось не только в Олонецком крае, но и по всему Поморью. Мо..

Выгозеро

ВЫГОЗЕРО (Выгозерское водохранилище), в Карелии. Пл. 1159 км2. Глубина до 18 м. На востоке - г. Сегежа. Входит в систему Беломорско-Балтийского канала.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Выготский

ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович (1896-1934), психолог. С 1924 работал в Москве. Культурно-историческая теория Выготского положила начало школе в современной психологии. Труды по проблемам развития высших психических функций, мышления и речи, психологии искусства, психолингвистики.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Выдропусская

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Ознаменовала себя чудесами в с. Выдропусске Новгородской еп. Отсюда она была похищена одним из бояр-воинов Грозного, когда царь возвращался из Новгорода после его покорения, и принесена в Муромскую вотчину. Тут, когда, по желанию воина, священник стал служить молебен пред иконою, которую пред молебном воин назвал пленницей, сделалась страшная гроза, покров церкви чудесно раскрылся и икона невидимой ..

Выгон Скота

Первый весенний выгон скота у русских крестьян считался трудовым праздником. Производился он повсеместно на Егорьев день - 23 апреля. Св. Георгия считали покровителем скота. После молебна и освящения стада перед храмом скот гнали в поле ветками, сохраненными от Вербного воскресенья. Молебен мог совершаться у часовни, куда сгоняли скот, или просто в поле. В Рязанской губ. (Зарайский у.), напр., по свидетельству очевидца, первый выгон происходил таким образом. "23 апреля, в день св. Георгия, когда..

Дополнительный поиск Выгон Скота Выгон Скота

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Выгон Скота" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выгон Скота, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа