Монашество

106

МОНАШЕСТВО (от греч. Monachos -одинокий, отшельник), уединённая жизнь ревнителей той или иной религии, добровольно "ушедших из мира" и связавших себя обетами. Как правило, отказ от имущества. Воздержание (обязательное безбрачие). Разрыв старых родственных и социальных связей. Прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. М. Зародилось в буддизме в сер. 1-го тыс. До н.э. В 3-4 вв. Н.э. Появилось в христианстве (отсутствует в протестантизме). На Руси появилось в 11 в. М. Воспринималось верующими как идеал христианской жизни (М. Принимали перед смертью великие князья и цари). Из М. Формируется высшее руководство Русской православной церкви -епископат.Источник. Энциклопедия "Отечество"(иночество), духовное сословие подвижников уединения, целомудрия, послушания, нестяжательства, внутренней и внешней молитвы.В первые времена христианской Церкви все почти верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие.

Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, апп. Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, т.е. Подвижниками.С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.Так положено было начало монашеству, или по-русски иночеству, т.е.

Иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни.Иноческая жизнь, или монашество, есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», т.е. Непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь. «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19. 12).Св. Афанасий говорит. «Два суть чина и состояния в жизни. Одно — обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т.е. Супружество. Другое — ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т.е. Девство или состояние иноческое».Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение «отречься от мира», т.е. Отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени.

Инок берет на себя добровольное мученичество. Самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений.Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру, оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т.е. Совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.Родиной монашества почитается Египет, а отцом и учредителем — прп. Антоний Великий. Прп. Антоний был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и пр.).

Но все они находились под руководством одного начальника или наставника — аввы (что значит «отец»).Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп. Пахомий Великий.Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу.У нас на Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были прп.

Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т.е. Свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты.Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т.е.

Правом ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.Самое иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима.При вступлении в самое иночество над монахом совершается исследование малой схимы, в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу.На принявшего малую схиму надевают параманд (греч.

Небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс. Затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом — наметкой. В руки даются четки — шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.В заключение обряда даются в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю литургию до самого Св. Причастия.Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения. Вместо параманда надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи.У нас принято называть схимниками исключительно только тех иноков, которые пострижены в великую схиму.Если монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох).

Жезл есть знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами). Когда игумен возводится в архимандриты, на него надевают мантию со скрижалями. Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства — в епископы.Многие из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой.Несмотря на то что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире.Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам.

Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам. Томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий.Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной творимой ими молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших.Свт. Феофан Затворник говорит. «Иноки — это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения».

Поистине, в монастыре — неиссякаемый источник назидания для мирян.В средние века монастыри имели большое значение как центры наук и распространители просвещения.Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.Прот. С. СлободскойИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Монашество

(от греч. Monachós — одинокий, отшельник, монах) социальная религиозная группа, члены которой принимают на себя ряд обязательств. В первую очередь — «уход из мира». Как правило, отказ от имущества. Воздержание (обязательное безбрачие). Разрыв старых родственных и социальных связей. Подчинение суровой дисциплине. Обязательным для монахов является прикрепление (для большинства) к монастырю, выполнение его правил (устава). В центре монашеской этики — молитва и размышление о божественном (медитация)..

Монашество

МОНАШЕСТВО (от греч. Monachos - отшельник - монах), социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства. "уход из мира". Как правило, отказ от имущества. Воздержание (обязательно безбрачие). Разрыв старых родственных и социальных связей. Прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. Монашество зародилось в буддизме в сер. 1-го тыс. До н. Э. В 3-4 вв. Н. Э. Появилось в христианстве (отсутствует в протестантизме). Иногда (не вполне правомерно) к монашеству причисляют мусуль..

Монасыпов

МОНАСЫПОВ Алмаз Закирович (род. 1925), композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Ученик А. С. Лемана. С 1958 дирижёр ряда театров, симфонического оркестра Татарской АССР. 4 симфонии (1963-78), кантата "Солнечный Татарстан" (1967), вокально-симфоническая поэма "В ритмах Тукая" (1975) и др.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Монахов

МОНАХОВ Владимир Васильевич (1922-83), оператор, режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). В кино с 1952. Снял фильмы. "Попрыгунья" (1955), "Судьба человека" (1959), "Оптимистическая трагедия" (1963) и др. Поставил фильмы. "Непрошеная любовь" (1955, ТВ), "Про чудеса человеческие" (1968), "Нежданный гость" (1972), "Любовь моя вечная" (1982). Искусство Монахова отличалось богатством и технической изобретательностью приёмов, сочетанием динамики с живописной завершённостью кадра, остротой..

Монголо-татарское Иго

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси (1243-1480), традиционное название системы эксплуатации русских княжеств монгольскими завоевателями. Утвердило вассальную зависимость русских князей от Монгольской империи и Золотой Орды. Сопровождалось ежегодным сбором дани, частыми карательными набегами ордынских ханов и военачальников. Подорвано Куликовской битвой (1380), ликвидировано Иваном III в 1480 (см. «СТОЯНИЕ НА УГРЕ»). Привело к экономическому, политическому и культурному отставанию Руси от стран Западно..

Мондзолевский

МОНДЗОЛЕВСКИЙ Георгий Григорьевич (род. 1934), спортсмен (волейбол), з. М. С. (1963). Выступал в составе команды ЦСКА. Чемпион Олимпийских игр (1964, 1968), миpa (I960, 1962), Европы (1967) и СССР (1956-66).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Монашество

МОНАШЕСТВО (от греческого monachos - живущий в одиночестве, уединенно), объединение верующих (группа, община>, братство), принявших обет нестяжания (отказ от собственности), послушания (абсолютное повиновение уставу), целомудрия (безбрачие), исполняющих волю своих духовных руководителей и отказавшихся от старого имени. Монашество зародилось в буддизме в середине 1-го тысячелетия до нашей эры. В конце 3 - начале 4 вв. Нашей эры появилось в христианстве (отсутствует в протестантизме), основатель -..

Монашество

(монахи, монастыри — от греческих сл. Μόνος — один, одинокий, μονάζειν — быть одному, жить уединенно, μοναχός, μοναστής — живущий уединенно, μοναστήριον — уединенное жилище) — значит первоначально уединенное, одинокое житье. Это название применяется, однако, к жизни не только отдельных лиц, но еще более обществ, обрекающих себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющихся обыкновенно определенному уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимым лишь путем самоотречения и у..

Монашество

(от греч. Monachos, "одинокий", "ведущий уединенную жизнь"). В узком смысле - общинная жизнь с соблюдением обетов бедности, целомудрия и послушания в соответствии с определенным уставом и отрешенностью от мирской суеты. В широком смысле к монашествующим причисляют также отшельников, членов монашеских братств и вообще всех, кто принес монашеские обеты. Основателем христианского монашества часто считают св. Антония Великого (ок. 250 - ок. 356). В возрасте двадцати лет он продал свое имение, раздал..

Монашество

-а, ср.. ..

Монашество

Монашеская жизнь.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)Монашеская уединенная жизнь.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)пребывание в чине инока или монаха (см.).(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Монашество

Отшельничество, черное духовенство, иночество, постриг. ..

Монашество

Ср.1) Монашеский образ жизни.2) То же, что. Монахи.. ..

Монашество

МОНА́ШЕСТВО -а. Ср.. ..

Монашество

-а, ср. 1. Монашеская жизнь, монашеское состояние, постриг. Принять м. 2. Собир. Монахи.. ..

Монашество

Монашества, мн. Нет, ср. (книжн.). 1. Монашеская жизнь. От суеты, от мира отложиться, произнести монашества обет и в тихую обитель затвориться. Пушкин. 2. Собир. Монахи (устар.).. ..

Монашество

(от греч. Monachos - «отшельник») - одна из форм осуществления аскетического идеала, характерная для ряда «религий спасения», требующих от своих последователей полной или частичной систематизации поведения ради обретения как «духовной сопричастности божественному» при жизни, так и спасения после смерти (М. Вебер). В средневековом М.е не следует видеть выражение устремлений одних аскетов. Оно являлось непременным компонентом представлений общества о себе самом, своих ценностных ориентирах и зада..

Монашество

- первоначально уединенная жизнь ревнителей той или иной религиозной веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и др. Зародилось как форма пассивного протеста против условий жизни в рабовладельческом и феодальном обществах, как жест отчаяния и выражения неверия в возможность изменить социальные условия. Позже преобразовалось в религиозно-церковный институт, объединяющий лиц, которые рассматривают изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения Богу, ведут ..

Монашество

(от греч. Monaxos - отшельник) - часть духовенства (черное духовенство в отличие от белого - не монахов), гл. Обр. В христианстве (католицизме и православии), буддизме (где охватывает все духовенство).Согласно учению церкви, монаш. Состояние обязывает к аскетизму, в связи с чем вступающий в М. Дает обет бедности, послушания и безбрачия. Для принятия М. Требуется пройти испытательный срок (иноки, новиции). Посвящение в М. Сопровождается торжественным обрядом пострижения, символизирующим вступлени..

Дополнительный поиск Монашество Монашество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монашество" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монашество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа