Прощение

175

Отпущение вины, освобождение от кары, обязанности, примирение сердцем (В. Даль). Согласно Евангелию. «Бывайте же друг другу благи, прощающе друг другу, яко же и Бог во Христе простил есть вам».Человек, который затаил обиду и собирался мстить за нее, не встречал сочувствия среди русских. «Мщения русский народ почти не понимает», — записал С.Я. Дерунов, этнограф к. XIX в. Признавали либо непосредственную и открытую реакцию на обиду, либо прощение вины. В умении простить русские люди достигали больших нравственных высот.Заметным средством очищения нравственной обстановки в деревне служили обычаи просить прощенья при определенных обстоятельствах. Обычаи эти были приняты как в личных и внутрисемейных делах, так и в общине в целом.Если крестьянин уезжал куда-то надолго, при прощанье с близкими он просил у них прощенья.

Нередко при этом низко кланялся каждому из провожавших. Смысл обычая был в том, чтобы в разлуке не тяготило сознание вины, чтобы оставшиеся «не поминали лихом», чтобы очиститься от грехов перед испытаниями, которые, возможно, ожидали в дальнем пути.Такой же смысл вкладывался в обычай, принятый у женщин, чувствующих приближение родов, — просить прощенья у всех членов семьи, низко кланяясь им в ноги. В некоторых местах (материалы Орловского у.) и муж, и жена считали нужным просить прощенья у мира в том случае, если женщина долго не могла родить. Собирали ближних соседок — только женщин. Муж молился перед образом, потом обращался к пришедшим. «Мирушка, православный народушка. Простите меня!» Потом просила прощенья у всех роженица.

Им отвечали. «Бог простит, и мы туда же».Прощенье просил у всех своих домашних каждый, отправляясь в церковь на исповедь. «Простите меня, в чем согрешил перед вами». Ему отвечали. «Бог простит». Некоторые, прощаясь с домашними перед исповедью, кланялись им в ноги. Потом уже в церкви, прежде чем подойти к священнику для исповеди, клали «земной поклон перед иконами и три поясных поклона перед молящимися, испрашивая у них прощенья в своих грехах». Понимание значения покаяния и способность приносить его сохранились в качестве массовых свойств православных русских и в XIX в. И были теснейшим образом связаны с глубоко укоренившимися в народном сознании понятиями греха и кары Божией. Исполнение Таинства исповеди наложило отпечаток на русский национальный характер.

Человек, который с детства бывает на исповеди, — готовится к ней, вспоминая свои грехи и каясь в них сначала мысленно, стремится примириться с обиженными им и обидевшими его («первее примирися тя опечалившим») и затем приносит покаяние Богу, стоя перед священником, — такой человек умеет и прощать и просить прощенья. С другой стороны, и в самом национальном характере было заложено расположение к пониманию евангельской идеи покаяния, к восприятию ее.Рассматривая конфликты, сходка общины стремилась к тому, чтобы виновный попросил прощенья у обиженного или у мира в целом. Если человек, совершивший проступок, сознается и просит у «общества» (общины) прощенья, то с него взимали штраф по приговору сходки.

Если же он отрицал свою вину, то штраф назначали в двойном размере.Широкую возможность помириться после скрытых или явных ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение, возникшее во взаимоотношениях в семье или между соседями, давал обычай просить прощенья в конце Масленицы, в последнее воскресенье перед Великим постом. Воскресенье это потому и название получило «Прощеный день» или «Прощеное воскресенье».При наиболее полном проявлении этого обычая прощенье просили буквально у всех, с кем могли повидаться в этот день, а также и у умерших близких людей. Называлось это «прощаться». В той или иной форме обычай был распространен у русских крестьян повсеместно.Четко описал обычай просить прощенья в конце Масленицы крестьянин с.

Верхний Белоомут Зарайского у. Рязанской губ. В.К. Влазнев, активный корреспондент Этнографического бюро кн. Тенишева. В фонде бюро обнаружены четыре дела, состоящие из материалов, присланных Влазневым, но, возможно, это еще не все его тексты. Василий Кузьмич в 1880-90-х собирал сведения о народных обычаях «в больших бывших государевых дворцовых селах. Дединове, Любичах, Ловцах, Белоомуте и др.». Влазнев, отвечая на многие вопросы тенишевской программы, рассказал о разных сторонах крестьянской жизни. По поводу данного обычая у него сказано в записи 1899 буквально следующее. «На сырной неделе в Воскресенье («прощеное», как здесь называют) народ ходит на могилы своих родных «прощаться с умершими», а после ужина в каждой семье друг с другом прощаются.

Дети родителям кланяются в ноги, причем все целуются и на слова «прости меня» отвечают. «Бог тебя простит, меня прости».В Пронском у. Той же губернии «прощаться» начинали с субботы. В этот день полагалось зятю с женой и детьми идти «прощаться» в дом тестя. А в сам «прощеный день», то есть в воскресенье, здесь принято было ходить всей семьей с угощением (обычно кренделями или булками) «прощаться» к куму и потом к куме (то есть к крестным родителям своих детей). В Егорьевском у. Рязанщины в «прощеное воскресенье», после бурного катания на лошадях, качелях, салазках и ряженья вечером все «прощались».Резкий переход от масленичного гулянья к строгим «прощальным» посещениям родственников и соседей отмечен и в описании, присланном из Козельского у.

Калужской губ. Учителем А. Лебедевым. Он рассказывал, как в «прощальный» день вечером веселье кончается и «поселяне ходят по домам, испрашивая прощенье друг у друга». В этот день «непокорный сын предан воле своего отца, враждующая невестка — в повиновении своей свекрови».В описаниях «прощеного воскресенья» (Костромская, Тверская, Ярославская и др. Губ.) есть указание на всеобщность обычая — ходят «ко всем» «для прощанья», «ходят один к другому прощаться» и так далее. Но, например, в Сургутском у. (Зап. Сибирь) обычай сохранился к к. XIX в. Лишь относительно старшего поколения. «А в прощеный день ходят прощаться к старшим, а также и на могилки к родственникам». «Прощанье» со старшими обычно состояло здесь в том, что молодые супруги (всегда вместе) к вечеру, после катанья, заворачивали к своим старшим родственникам, или к родителям, если жили от них отдельно, или к крестным отцу и матери («здесь очень уважаемым», замечает наблюдатель), или к дядьям и «вообще к почтенным и пожилым людям».

После непродолжительного угощенья молодые вставали, кланялись в ноги хозяевам и произносили. «Прости ты меня, Павел Николаевич» (имя-отчество хозяина или хозяйки). На это старшие отвечали. «Бог тебя простит, и ты меня прости». Затем целовались и расставались.М.М. ГромыкоИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Прошкин

ПРОШКИН Александр Анатольевич (род. 1940), кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). На ТВ снял сериалы. "Стратегия риска", "Частное лицо", "Ми-хайло Ломоносов" и др. Фильмы. "Холодное лето пятьдесят третьего" (1988), "Увидеть Париж и умереть" (1992). Государственная премия СССР (1989).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Прошьян

ПРОШЬЯН (Прошян) Прош Перчевич (1883-1918), один из организаторов и лидеров партии левых эсеров. В революционном движении с начала 1900-х гг., в 1905-13 на каторге. Участник Октябрьского восстания 1917 в Петрограде, член ВЦИК, в декабре 1917 - марте 1918 нарком почт и телеграфа. Один из руководителей вооружённого выступления левых эсеров 6 июля 1918 в Москве. Умер от тифа.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Прощенники

ПРОЩЕННИКИ, категория зависимого населения в Древней Руси. Бывшие холопы, получившие "прощение" (свободу). Работали на церковных землях, несли повинности в пользу церкви, находились под её покровительством.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Прощеный День

Последний день Масленицы, канун первого дня Великого поста. В этот день вечером совершался смиренный обряд прощения. С закатом солнца, не давая времени потухнуть вечерней заре, русские люди ходили из дома в дом и с преклоненною головою, тихим голосом просили прежде всего прощения у тех, кому чаще в году наносили обиды и оскорбления, и непременно кланялись в ноги, ожидая отпущения прегрешений поцелуем в уста. Этот вечер называется также в московской срединной Руси «прощаньями, проводами», а в сев..

Прощение

Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены. Прощайте, и прощены будете. Евангелие от Луки, 6, 37 Легче простить врага, чем друга. Уильям Блейк Святое Писание велит нам прощать врагов, но о друзьях там ничего такого не сказано. Фрэнсис Бэкон Прощайте ваших врагов— это лучший способ вывести их из себя. Оскар Уайльд Прощайте ваших врагов — возможно, вам еще придется вместе работать. Прости своих старых врагов — у тебя есть уже новые. Кшиштоф Конколевский Нельзя прощать тем, к..

Прощение

Извинение, помилование, милость, пощада, пардон, амнистия.. ..

Прощение

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Прощать, простить.2) Помилование, отмена наказания за какую-л. Вину, за какой-л. Поступок.. ..

Прощение

См. ПрощеньеБольшой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е. СПб. Норинт С. А. Кузнецов. 1998. ..

Прощение

-я, ср. 1. См. Простить. 2. То же, что извинение (во 2 знач.). * Прошу прощения (разг.) — виноват, извините.. ..

Прощение

Прощения, мн. Нет, ср. 1. Действие по глаг. Простить в 1 и 2 знач. - прощать (книжн.). Прощение грехов. Прощение обид. Прощение долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. Вину, за какой-н. Проступок. Просить прощения. Заслужить прощение. Прошу прощенья или прощенья просим. - устар. Формула прощания.. ..

Прощение

Отказ от чувства обиды и желания реванша, беспристрастное суждение и объективное отношение к тем, кто нанес ущерб или обидел кого-то, снятие с них вины. Некоторые исследователи и практические работники в сферах управления конфликтами считают прощение решающей фазой разрешения спора и его самостоятельным процессом или даже самим разрешением.. ..

Дополнительный поиск Прощение Прощение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прощение" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прощение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа