Третий Рим

95

Христианское учение о Москве как главном мировом оплоте Православия и Добра.Впервые пророчество о Москве как о Третьем Риме было произнесено иноком Филофеем, старцем псковского Спасо-Елеазарова Великопустынского монастыря, еще в царствование Василия Иоанновича, отца Иоанна Грозного. «Да веси яко вся христианския царства приидоша в конец, — говорил он государеву дьяку Мунехину, псковскому наместнику, — и снидошася в едино царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».Михаил Мисюрь-Мунехин, человек очень образованный, бывший послом в Египте и много путешествовавший, по достоинству оценил значение этого пророчества для судеб России. В 1512 он привез в Москву писанный Филофеем хронограф — изложение исторических событий с самых древних времен.

Скорее всего этот хронограф был известен Иоанну IV и послужил ему в деле редактирования летописных сводов, отражавших ту же пророческую мысль о России как о последнем убежище правоверия. Вообще хронографы и различные летописные сборники в XVI—XVII вв. Умножились необычайно. Они дошли до нас в многочисленных и весьма разнообразных списках, наглядно свидетельствуя о напряженной работе русской мысли по осознанию Божьего промышления о русском народе и его государственном устроении.Псковский старец сочувствовал молодому царю в его стремлении привести Россию в соответствие со смотрением Божиим о ней. Многоопытный инок высокой духовной жизни, Филофей прожил около ста лет. Его рождение относят ко времени падения Константинополя (1453), так что послание к царю он написал уже в глубокой старости, умудренный долгими годами жизни.

Известна любовь Иоанна Грозного к подвижникам благочестия. Возможно, и Филофей знал царя лично — это давало ему уверенность в том, что к его мнению внимательно прислушаются.После соборного покаяния царя и народа, завершившегося в 1550 всеземским примирением, наступило «лето Господне благоприятное» для отеческого, пастырского вразумления юного монарха. И это вразумление прозвучало из уст подвижника-старца. Филофей пишет «Послание к царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси». В нем старец дает дерзновенное толкование двенадцатой главы Апокалипсиса:«Говорит ведь возлюбленный наш богословесный Иоанн, на тайной вечери возлежавший на перси Господней и почерпнувший там неизреченные тайны (текст Св. Писания приводится в том виде, как он дан Филофеем.

— Прим. Авт.). «Видел знамение великое на небе. Жену, облаченную в солнце, и луну под ногами ее, и на голове ее венец из 12 звезд. Она имела в чреве и кричала от болей и мук родов. И вот явился змей, большой и красный, с 7 головами и 10 рогами, и на головах его 7 диадем, и хобот его увлек с неба третью часть звезд небесных. Змей стоял перед женою, которой надлежало родить, и хотел сожрать родившегося младенца. Тогда были даны жене два крыла большого орла, и улетела она в пустыню в приготовленное место. И пустил змей из пасти своей воду, как реку, чтобы потопить жену в реке». Толкование. Жена — святая Церковь. Облечена в праведное солнце — в Христа. Луну имеет под ногами — Ветхий завет. Венец на голове ее — двенадцати апостолов учение.

С болью рожает — святым крещением преобращает плотские чада в духовные. Змей же — дьявол, как говорится, краснота — жестокость его и кровопийство. 7 глав — злые его, супротивные силы. 10 рогов знаменуют истребление царства, как раньше пали арамейское, константинопольское, египетское и прочии. Дитя жены, которое змей хотел сожрать — те люди, что рождены были заново в святом крещении, но влечет их и после крещения дьявол к осквернению, подвигая к погибели. Бегство жены в пустыню из старого Рима — из-за служения на опресноках, так как весь некогда великий Рим пал и болен неисцелимым недоверием — ересью аполлинариевой. В новый Рим бежала, то есть в Константинополь, но и там покоя не обрела из-за соединения православных с латинянами на восьмом соборе, потому и была разрушена константинопольская церковь, и унижена была, и стала подобна она хранилищу овощей.

И наконец в третий Рим бежала — в новую и великую Русь. Это тоже пустыня, так как не было в ней святой веры, не проповедовали там божественные апостолы, после всех воссияла там благодать Божия спасения, с ее помощью познали мы истинного Бога. Единая нынче соборная апостольская церковь восточная ярче солнца во всем поднебесье светится, и один только православный и великий русский царь во всем поднебесье, как Ной в ковчеге, спасшийся от потопа, управляет и направляет Христову Церковь и утверждает православную веру. А когда змей испустит из уст своих воду, как реку, желая в воде потопить, то увидим, что все царства потопятся неверием, а новое же русское царство будет стоять оплотом православия».Юный царь глубоко проникся пониманием своей особой роли и великой ответственности.

С целью упорядочения русской жизни в 1547 — 51 он несколько раз созывал соборы духовенства, на которых решались важнейшие вопросы церковного и государственного устройства. «Отцы наши, пастыри и учители, — обращался Иоанн к иереям и святителям, — внидите в чувства ваши, прося у Бога милости и помощи, истрезвите ум и просветитесь во всяких богодухновенных обычаях, как предал нам Господь, и меня, сына своего, наказуйте и просвещайте на всякое благочестие, как подобает быть благочестивым царям, во всех праведных царских законах, во всяком благоверии и чистоте, и все православное христианство нелестно утверждайте, да непорочно сохранит истинный христианский закон. Я же единодушно всегда буду с вами исправлять и утверждать все, чему наставит вас Дух Святой.

Если буду сопротивляться, вопреки божественных правил, вы о сем не умолкайте. Если же преслушник буду, воспретите мне без всякого страха, да жива будет душа моя и все сущие под властию нашею».Соборы прославили новых русских святых, от которых народ ждал заступничества и благословения на нелегком пути своего служения, утвердили новый Судебник — сборник законов, определявших отправление правосудия в России, подробно остановились на благоустройстве внутренней церковной жизни. Обличая беспорядки и бесчиния, рассуждали о богослужении и уставах церковных, об иконописании (требуя от иконописцев, кроме мастерства, неукоризненной жизни), о книгах богослужебных, о просфорах и просфорницах, о благочинии в храмах, о чине совершения Таинств, об избрании и поставлении священнослужителей, о черном и белом духовенстве, о суде церковном, о содержании храмов и причетов, об исправлении нравов и обычаев.Особенно ясно благодатное состояние русского общества отразилось в знаменитом «Домострое».«Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, — поучает «Домострой».

— Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися». Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность — эта мысль прочно укоренилась в сознании русского человека. В Служебнике второй пол. XVI в. Сохранилась молитва, которая рекомендовалась как образец покаяния для служилых людей. «Согреших пред Богом и по Бозе пред государем пред великим князем — русским царем, — исповедовал кающийся. — Заповеданная мне им (царем) слова права нигде же сотворих, но все преступих и солгах и не исправих. Волости и грады от государя держах не право, а суд — по мзде и по посулу. Ох мне, грешному, горе мне, грешному. Како мене земля не пожрет за мои окаянныя грехи — преступившего заповедь Божию, и закон, и суд Божий, и от государя своего заповеданное слово».Этому гласу покаяния вторит «Домострой».

«Царю. Не тщится служить лжею и клеветою и лукавством. Славы земной ни в чем не желай. Зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету. Согрешащих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися», «А в котором либо празднике. Да призывают священнический чин в дом свой. И молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада».В 1589 Богу, наконец, было угодно дать русскому народу свидетельство о том, что Россия правильно поняла свой долг. За три года до того в Москву прибыл для сбора милостыни Антиохийский патриарх Иоаким. Благочестивый царь Феодор Иоаннович, прозванный за очевидную святость жизни «освятованным» царем, высказал тогда церковному собору и боярской думе свое желание установить патриаршество на Руси.

Обладавший пророческим даром, царь как бы предвидел испытания, ожидавшие народ по пресечении династии Рюриковичей, и торопился дать православному русскому царству в лице патриарха опору, которая должна была удержать его от разрушения. Переговоры с Антиохийским патриархом были поручены Борису Годунову. Иоаким согласился с желанием Феодора и обещал обсудить дело с другими патриархами. Те, решив уважить просьбу русского царя, положили было отправить в Россию для участия в поставлении Иерусалимского первосвятителя. Однако «чин особого смотрения» Божия о России требовал, видно, чтобы преемственность русского служения была явлена миру во всей полноте и непререкаемости. Нужды Константинопольской (бывшей Византийской) церкви, гонимой султаном Амуратом, потребовали приезда в Москву самого патр.

Константинопольского Иеремии, знаменитого своей духовной ученостью и страданиями за Церковь. Он прибыл в Москву в июле 1588, сказав Феодору. «Слышав о таком благочестивом царе, пришел я сюда, чтобы помог нам царь в наших скорбях». С собой Иеремия привез соборное определение об открытии патриаршества на Руси.В храме Успения Богоматери в Кремле в приделе Похвалы Ее созван был многочисленный собор русских пастырей, представивший царю имена трех кандидатов в патриархи. Положившись на суд Божий, бросили жребий — он пал на митр. Московского Иова. 23 января 1589 в Успенском соборе был торжественно поставлен первый русский патриарх. Он принял поставление от патриарха Византийского. И более того — в Соборной уставной грамоте, узаконившей патриаршество на Руси, всему миру объявлялось, что «ветхий Рим пал от ереси», что «новый Рим», Константинополь, порабощен безбожными племенами агарянскими и что поэтому Третий Рим есть Москва.

Тогда же положено было быть в России четырем митрополитам, шести архиепископам и восьми епископам.Это осознание себя Третьим Римом последних времен через два года было подтверждено собором православных патриархов, и таким образом утвердилось в качестве канонически закрепленного воззрения Вселенской Православной Церкви. В соборном постановлении первосвятителей написано. «...Признаем и совершаем в царствующем граде Москве поставление и поименование патриаршеское господина Иова». При этом «главным и начальным» служением русского патриарха провозглашается обязанность «содержать апостольский престол Константина фала».Митрополит Иоанн (Снычев)Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Тренёв

ТРЕНЁВ Константин Андреевич (1876-1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы "Пугачёвщина" (1924), "На берегу Невы" (1937). В героической драме о Гражданской войне "Любовь Яровая" (1926. Государственная премия СССР, 1941) социально-историческая трактовка рождённых революцией нравственных конфликтов.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Треповы

ТРЕПОВЫ, государственные деятели. Фёдор Фёдорович (1812-89), генерал от кавалерии, петербургский градоначальник (1873-78). Был известен жестоким обращением с политзаключёнными. В. И. Засулич в 1878 стреляла в него и ранила. Его сыновья. Дмитрий Фёдорович (1855-1906), генерал-майор (1890), московский обер-полицмейстер (1896-1905), с января 1905 петербургский генерал-губернатор, с апреля товарищ (заместитель) министра внутренних дел, заведующий полицией и командующий Корпусом жандармов, с октября ..

Третий Элемент

"ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ", условное название лиц, служивших в земстве по найму (врачи, учителя, статистики и др.), в отличие от администрации ("1-й элемент") и земских гласных ("2-й элемент").Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Третье Отделение

ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ Собственной его императорского величества канцелярии, орган политического надзора и сыска. Создано в 1826 по инициативе А. X. Бенкендорфа после разгрома движения декабристов. Исполнительным органом был Отдельный корпус жандармов, шеф которого возглавлял Третье отделение. Упразднено в 1880 в ходе преобразований, предпринятых по инициативе графа М. Т. Лорис-Меликова (функции переданы Департаменту полиции МВД).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Третий Рим

Представление о Москве, как о Т. Риме, сложилось среди русских людей XVI в. На почве политических и религиозных воззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории. Основная его мысль — преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших ее от римских. Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные..

Третий рим

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Третий Рим

Христианское учение о Москве как главном мировом оплоте Православия и Добра. Впервые пророчество о Москве как о Третьем Риме было произнесено иноком Филофеем, старцем псковского Спасо-Елеазарова Великопустынского монастыря, еще в царствование Василия Иоанновича, отца Иоанна Грозного. "Да веси яко вся христианския царства приидоша в конец, - говорил он государеву дьяку Мунехину, псковскому наместнику, - и снидошася в едино царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Михаи..

Дополнительный поиск Третий Рим Третий Рим

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Третий Рим" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Третий Рим, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа