Георгий Скрипица
Георгий Скрипица (нач. XVI в.) – ростовский священник, автор «Написания о вдовых попах». «Написание» Г. С. Было вызвано решением церковного собора 1503 г., повелевшего «вдовым попом и дьяконом не пети, ни священьству касатися». Решения это мотивировалось тем, что вдовые священники «делают безчиние – после своих жен держат у себя наложницы, а вся священническая действуют» (второй брак священникам-вдовцам запрещался, и поэтому вторые жены в таких случаях приравнивались к наложницам). Вдовые священники и дьяконы, имеющие наложниц, полностью лишались сана, а тем, на которых «улики нет о падении блудном», разрешалось исполнять обязанности дьячков и получать от новых священников и дьяконов четверть их дохода. Слагать сан вдовым священникам предписывал еще в XIV в.
Митрополит Петр, а в XV в. – митрополиты Фотий и Феодосий. Такое же правило существовало и в Пскове.Г. С., протестовавший против этого решения, не известен какими-либо иными выступлениями в публицистике конца XV – начала XVI в. О нем известно только, что он сам был вдовым священником – «нищим вдовцом». Г. С. Указывал, что постановление собора 1503 г. Противоречит всем канонам православной церкви. «дерзнули есте сотворити дело велико, каково не бывало, как и стала православная вера». Он указывал на сугубо формальный характер этого постановления. «А вы, господа, всех ереев и диаконов безо испытания на лица зря, осудили. Которой поп имеет жену – чист, а не имеет жены – нечист, а чернец, не имея жены, чист. А вы неблагословною виною раздор в церкви священником учинили есте.
Чернцем попом – достойно служити во градех и в селах, а вдовцом, чистым попом недостойно служити...». В таком предпочтении «чернецов» над белым духовенством автор усматривал сходство с «латинством». «и в латинской вере ино ереом их быти всем без жен, они бо, кроме божия писания, изобрели себе ересь своей погибели». В ответ на утверждение, что решение это принято ради благочестия – «что попы в жен место наложницы держат», автор указывал, что это зло сотворилось от «нерадения и небрежения» самих высших иерархов, которые не «дозирали» священников, препоручая это дело светским властям – боярам, дворецким, «тиунам» и «доводчикам». Несправедливым иерархам он противопоставлял в качестве окончательной инстанции «царский суд».Инициатором решения собора 1503 г.
О вдовых попах считался Иосиф Волоцкий, которому принадлежит сочинение в защиту его, включенное в Стоглав. Однако выступивший против этого решения Г. С. Не обнаруживал никаких черт принадлежности к направлению, которое обычно противопоставляется в научной литературе «иосифлянству» – к «нестяжательству» (главный публицист этого направления Вассиан Патрикеев упомянул о решении о «попех вдовыех» лишь между прочим – в более поздней полемике с Иосифом). Выступление Г. С. Свидетельствует о существовании в конце XV – начале XVI в. Публицистов независимого направления, противостоявших церковной верхушке.О соборном решении 1503 г. См. ААЭ, т. 1, № 383. ПСРЛ. СПб., 1853, т. 6, с. 49. Стоглав. СПб., 1863, гл. 77–81.Изд. Написание вдового попа, Георгия Скрипицы, из Ростова града о вдовствующих попах // ЧОИДР, 1848.
Год 3-й. № 6, отд. 4, с. 45–54..
Дополнительный поиск Георгий Скрипица
На нашем сайте Вы найдете значение "Георгий Скрипица" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Георгий Скрипица, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 16 символа