Православие, самодержавие, народность

123

Идеологическое обоснование «теории официальной народности», которую провозгласил в 1832 г. Ее автор — вновь назначенный тогда товарищ министра (то есть его заместитель) народного просвещения граф СергейСеменович Уваров (1786—1855). Будучи убежденным реакционером, он взял на себя труд идейно обеспечить правление Николая I. Искореняя декабристское наследие.В декабре 1832 г., после проведенной им ревизии Московского университета, С. С. Уваров представил императору доклад, в котором он писал, что для ограждения учащихся от революционных идей необходимо, «постепенно завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны, к разрешению одной из труднейших задач времени (борьбы с демократическими идеями.

— Сост.), образование, правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплою верой в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества».В 1833 г. Император Николай I назначил С. С. Уварова министром народного просвещения. И новый министр, извещая циркулярным письмом о своем вступлении в должность, в том же письме заявил. «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности» (Лемке М. Николаевские жандармы и литература 1862— 1S65 гг. СПб., 1908).Позже, описывая свою деятельность за 10 лет в качестве министра в отчете под названием «Десятилетие Министерства народного просвещения.

1833—1843», опубликованном в 1864 г., граф писал в его вступительной части:«Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, ввиду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить Отечество на твердых основаниях, на коих зиж-дится благоденствие, сила и жизнь народная, найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие (...)-. Русский, преданный Отечеству, столь же мало согласится на утрату одного их догматов нашего Православия, сколько и на похищение одного перла из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия |...|.

Наряду с этими двумя национальными находится и третье не менее важное, не менее сильное — Народность. Вопрос о Народности не имеет того единства, как предыдущий, но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского царства. Относительно к Народности все затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий, но Народность не заставляет идти назад или останавливаться, она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста, черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Неуместно было бы противиться периодическому ходу вещей, довольно, если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий, если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к общественному воспитанию.Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединяла выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и не было чуждо европейского духа».Фраза-символ официозной, спущенной «сверху», рожденной в чиновном кабинете "умозрительной идеологической доктрины, которая претендует на общенародный характер, на звание некой «русской» или «общенациональной идеи» (ирон.)..

Значения в других словарях
Православие, Самодержавие, Народность

"ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ", принципы официальной народности теории, провозглашённые министром народного просвещения С. С. Уваровым в 1834.Источник. Энциклопедия "Отечество"руководящие начала русской монархии. Впервые сформулированы Николаем I в указаниях, данных министру просвещения графу С. С. Уварову (1786-1855).Во всеподданнейшем отчете за 1837 граф, в частности, докладывал Николаю I. «В заключение этого быстрого обзора я приемлю смелость прибавить, что не в одном стройном развит..

Право на труд

Из книги «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808) социалиста-утописта Шарля Фурье (1772—1837). Употребляется в прямом смысле.. ..

Право первородства

Из Библии. Как сказано в Ветхом Завете (Бытие, гл. 25, ст. 31—34), проголодавшийся Исав, старший из сыновей-близнецов патриарха Исаака, за чечевичную похлебку продал младшему брату Иакову свое право первородства, то есть особые права (в частности, право наследования родительского имущества), которые по старинному обычаю получал мальчик-первенец в семье.В настоящее время выражение используется в значении преимущественного права человека, сделавшего, создавшего что-либо первым.Отсюда и два произ..

Праздник непослушания

Название повести-сказки «Праздник Непослушания» (1971) советского поэта Сергея Владимировича Михалкова (р. 1913).Шутливо-иронически:. ..

Праздник, который всегда с тобой

С английского. A moveable Feast. Буквально. Праздник, который движется.Русский перевод названия книги воспоминаний (1950) американского писателя Эрнеста Хемингуэя (1899—1961). В письме к другу Хемингуэй пишет. «Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты потом ни был, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж — это праздник, который всегда с тобой».Иносказательно:. ..

Православие, самодержавие, народность

Ср. Мы русские не пожалеем крови для защиты веры, престола и отечества.Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 3, 1, 22.Ср. Девизом его (Николая I) царствования было. Православие, самодержавие, народность.Граф С. Уваров. Мин. Нар. Пр.Ср. Une seule foi, une seule langue, un seul coeur.(Prov. Breton.)см. Девиз.. ..

Православие, Самодержавие, Народность

- руководящие начала русской монархии. Впервые сформулированы Николаем I в указаниях, данных министру просвещения графу С.С. Уварову (1786-1855). Во всеподданнейшем отчете за 1837 граф, в частности, докладывал Николаю I. "В заключение этого быстрого обзора я приемлю смелость прибавить, что не в одном стройном развитии умственных сил, не в одном неожиданном умножении статистических чисел, даже не в возбуждении общего стремления умов к цели, правительством указанной, может найти свое ближайшее нач..

Дополнительный поиск Православие, самодержавие, народность Православие, самодержавие, народность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Православие, самодержавие, народность" в словаре Словарь крылатых слов и выражений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Православие, самодержавие, народность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 37 символа