Аскетизм
(от греч. Askntns - приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения нек-рых потребностей человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. Д. В Др. Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физич. Выносливости организма. В дальнейшем аскетич. Требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров. Требование подавлять те или иные жизн. Стремления во имя определ. Социальных идеалов, во имя активного участия в революц. Борьбе выдвигались также мн. Революционерами. В религиозно-этич. Значении А. - это мистич. Воззрение, признающее необходимым подавление чувственных влечений, "умерщвление плоти" как путь к "нравственному совершенству" и "приближения к божеству".
А. Проповедовал привычку к лишениям и физич. Страданиям (посты, телесные истязания и т. Д.). Сначала был жертвоприношением богам (в форме самопожертвования), а затем следствием противопоставления "греховной" плоти - духу (материя - источник зла). Уже в условиях первобытнообщинного строя обряды инициаций носили аскетич. Характер (изоляция, пост, физич. Увечье (обрезание) и пр.). А. - существенный элемент ряда вост. Религий (брахманизма, индуизма, джайнизма и буддизма), проповедующих идею "слияния души" с божеством. В нек-рых др.-иудейских сектах (терапевта, ессеи) были сильны элементы А. Жизнь в изолированных общинах, длит. Изнурит. Посты и т. П. В эксплуататорском обществе, когда возможности удовлетворять свои элементарные физич.
И духовные потребности у нар. Масс чрезвычайно ограничены, господств. Класс глубоко заинтересован в воспитании в массах смирения и покорности, презрения к "земным благам". В этих условиях проповедь А. - веры в то, что безрадостное и бесправное, полуголодное существование трудящихся - лучший путь к достижению фантастич. Загробного потустороннего "рая", в к-ром душа якобы получает награду за земные страдания, - чрезвычайно выгодна эксплуататорам. Эта глубоко реакц. Идея стала основой христ. Вероучения, широко использовавшего А. И сделавшего его прямым выводом осн. Догмы христианства о "греховности плоти", к-рую необходимо умерщвлять, чтобы подготовить душу к "вечному спасению". Практика А. В раннем христианстве была попыткой оправдать массовое обнищание населения Римской империи и ее провинций.
Вместе с тем пропаганда А. Была средством подавления протеста нар. Масс и отвлечения их от борьбы за улучшение условий жизни.Яркое выражение А. Получил в монашестве, широко распространившемся на З. И В. В ср. Века. Поскольку все же А. Не мог стать реально-действующей нормой обществ. Жизни даже и для церкви (как хоз. И социально-экономич. Организации), он использовался в качестве идеологич. Прикрытия неприглядной жизни монахов. Со времен Возрождения и Реформации, когда складывавшейся бурж. Религией А. Был отвергнут, возникает "мирской А.", получивший свое выражение в учении Кальвина, а позднее - в лютеранском пиетизме. Этот А., требовавший отказа от жизн. Удовольствий (театр, музыка), соблюдения строгой регламентации быта (пища, одежда), возводил в нравств.
Добродетель бурж. Бережливость и скаредность.В эпоху империализма проповедью А. Нек-рые христ. Религ. Группировки прикрывают изуверские формы физич. И нравств. Воспитания, направленного на вытравление в человеке гуманных чувств и превращение людей в бездумных исполнителей чужой воли, объявляемой "велением божьим" (методисты, бухманисты, движение "духовные упражнения", направляемое иезуитами и др.).Лит. Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7. Зарин С., Аскетизм по православно-христианскому учению, (т.) 1, (ч.) 1-2, СПБ, 1907. Zöckler O., Kritische Geschichte der Askese, Frankf./M., 1863. Его же, Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1-2, Frankf. M., 1897. Mutz F., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn, 1909.
Troeltsch E., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, Tübingen, 1919. Hall T. G., Zöскler O., Asceticism - Encyclopaedia of religion and ethics, ed. By J. Hastings, v. 2, Edinb., 1927. Rourrat R., La spiritualité chrétienne, t. 1-4, P., 1926-28. Schjelderup K., Die Askese, B.-Lpz., 1928. Buonaiuti E., Le origini dell ascetismo cristiano, Pinerolo, 1928. Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tübingen, 1934. Hengstenberg H. E., Christliche Askese, Hdlb., 1948. Campenhausen H. F., Die Askese im Urchristentum, Tübingen, 1949. Egenter R., Die Aszese des Christen in der Welt, Ettal, 1956.Б. Я. Рамм. Ленинград..
Дополнительный поиск Аскетизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Аскетизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аскетизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа