Бичурин

87

Никита Яковлевич (в монашестве - Иакинф) (29.VIII (9.1Х).1777 - 11 (23).V.1853) - pyc. Китаевед. Родился, по-видимому, в с. Акулево Цивильского (с 1781 - Чебоксарского) уезда Казанской губ. В семье дьякона Якова Данилова, с 1779 - священника в с. Пичурино Свияжскою (с 1781 - Чебоксарского) уезда, предположительно чуваша по национальности. В 1786 (или 1787) поступил в Казанскую духовную семинарию (с 1797 - академия), где получил фамилию Пичуринский (отсюда - Бичурин). В 1799 окончил Казанскую духовную академию, в 1800-02 - учитель грамматики в этой же академии. В 1802 принял монашество. В сане архимандрита назначен в иркутский Вознесенский монастырь и ректором Иркутской семинарии. В 1803 был переведен в Тобольскую семинарию преподавателем риторики.

В 1807 в качестве начальника пекинской духовной миссии отправлен в Китай, где пробыл 14 лет. В Пекине Б., в совершенстве изучив кит. Язык, перевел ряд крупных соч. По истории и географии Китая и начал подготовку к публикации переводов. После возвращения на родину за нерадивость к миссионерским обязанностям в 1823 был лишен сана архимандрита и простым монахом сослан пожизненно в Валаамский монастырь (Выборгская губ.). Здесь Б. Подготовил к печати ряд переводов. В 1826 по ходатайству Азиатского департамента Мин-ва иностр дел Б. Был возвращен из Валаама в Петербург с обязательством проживать в Александро-Невской лавре и обслуживать переводами Азиатский департамент. В 1828-30 Б. Опубликовал 6 книг (в т. Ч. "Записки о Монголии" (т.

1-2, 1828) и "Описание Тибета в нынешнем его состоянии" (пер. С кит., ч. 1-2, 1828)) и несколько статей. В дек. 1828 был избран чл.-корр. АН. В 1830 Б. Командирован в Забайкалье, откуда привез собрание тибетских и монг. Книг и коллекцию бурханов. В Забайкалье Б. Встретился с декабристами, сдружился в особенности с Н. А. Бестужевым, к-рый написал портрет Б. (хранится в Кяхтинском музее). В 1831 Б. Избран чл. Азиатского об-ва в Париже. В том же году Б. Подал прошение о снятии духовного сана, к-рое было отклонено в 1832 Николаем I. В 1834 Б. Получил Демидовскую премию за "Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени" (1834). В 1835-37 ездил в Кяхту, где организовал училище кит. Языка. Для этого училища написал и издал в 1835 грамматику кит.

Языка, за к-рую в 1838 ему вторично присудили Демидовскую премию. В эту поездку он встречался с декабристами Е. П. Оболенским и И. И. Пущиным. После возвращения из Кяхты Б. Развил большую публицистич., лит. Деятельность, откликаясь на общественно-политич. События статьями в науч. И лит. Изданиях. В своих трудах Б. Отражал прогрессивное направление рус. Обществ. Мысли. Б. Гневно откликнулся на колониальную экспансию капи-талистич. Держав в Китае во время опиумной войны 1840-42. Резко критиковал авторов учебников истории (Н. Г. Устрялова, Н. Полевого), географии (К. И. Арсеньева, А. Г. Ободовского) за извращение фактов, раболепное использование иностр. Источников, выступал за широкое развитие рус. Науки. Б. Постоянно общался с А. С. Пушкиным (к-рый первый высоко оценил ист.

Исследования Б. И использовал их при написании истории Пугачева), В. Ф. Одоевским, И. А. Крыловым, И. И. Панаевым, А. В. Никитенко, К. Брюлловым и др. С петерб. Литераторами был длительное время связан через лит. Субботы В. Ф. Одоевского (где собирались видные писатели, художники, музыканты и т. Д.), а через журн. "Московский телеграф" - с моск. Литераторами М. П. Погодиным, Н. И. Надеждиным, К. А. Неволиным, Ю. Венелиным и др. Расцвет деятельности Б. Относится к 1839-48. Далее здоровье его ухудшилось. В 1849 Б. Пожертвовал почти всю свою библиотеку и рукописи в Казанскую духовную академию. В 1851 Б. Издал "Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена" (ч. 1-3, 1851, переизд., т. 1-3, 1950-53), плод многолетних трудов, за к-рый получил третью Демидовскую премию.Б.

Первым положил начало широкому науч. Изучению в России истории Китая. Большинство трудов Б. Принадлежит к ист. Исследованиям, в к-рых он осветил ряд вопросов древней, средней и новой истории Китая, его культуры и философии, истории народов Центр. И Ср. Азии. Б. Высмеивал библейские теории происхождения народов (в частности, китайского), резко критиковал расистскую теорию франц. Китаеведа Ю. Клапрота и пангерм. Теории в отношении племен Тянь-шаня - усунь, ратуя за широкое включение в обиход ист. Науки кит. Источников. По эрудиции, объему изучавшихся им вопросов и масштабу использованных для исследования и переводов кит. Источников Б. Далеко опередил зап.-европ. Современников. Приоритет рус. Китаеведения, достигнутый трудами Б., отмечался В.

Г. Белинским, В. В. Григорьевым, В. В. Бартольдом и др. Высоко оценивая труды Б., Белинский вместе с тем критиковал идеализацию Б. Ист. Прошлого и обществ. Строя феод. Китая. Этот недостаток работ Б. Отмечается и сов. Историками - исследователями трудов Б. (Д. И. Тихонов и др.).В рус. Дореволюц. Науке о Б. Были опубликованы краткие биографич. Очерки Н. С. Щукина (1853, 1857), И. Н. Адоратского (1886), энциклопедич. Статьи Н. И. Веселовского (1897), С. А. Венгерова (1910), статья А. Любимова о наиболее крупных рукописях Б. В Казанской духовной академии (1908). В сов. Ист. Науке проведена работа по изучению рукописного наследства Б. С. А. Козин (1929), З. И. Горбачева (1954) опубликовали статьи, сообщающие сведения гл. Обр. О наиболее крупных рукописных работах Б. A. A. Петров дал (1937) сравнительно полное научное описание рукописей Б., хранящихся в Казани.

П. Е. Скачков дал описание рукописей Б., хранящихся в б-ке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (1956). Л. И. Чугуевский описал бичуринский фонд в архиве Ин-та востоковедения (1959). Над выявлением архивных материалов для изучения биографии Б. Работали П. E. Скачков (1934), В. Д. Димитриев, И. Д. Мурзаев (1960). В сов. Историографии статьи о Б. Как о китаеведе принадлежат Л. В. Симоновской (1948), А. Н. Бернштаму (1950), Д. И. Тихонову (1954), Н. П. Шастина опубликовала (1956) работу о значении трудов Б. Для рус. Монголоведения.Библиография трудов Б. Малькевич Б. А., Материалы к библиографии трудов Н. Я. Бичурина, в кн. Бичурин Н. Я. (Иакинф), Собрание сведений о народах.., (т.) 3, M.-Л., 1953.Основные оригинальные труды Б. (кроме названных в ст.). Статистич. Описание Китайской империи, ч.

1-2, СПБ, 1842. Китай в гражд. И нравственном состоянии, ч. 1-4, СПБ, 1848.Основные переводы Б. (кроме названных в ст.). История первых четырех ханов из дома Чингисова, СПБ, 1829. Описание Пекина, СПБ, 1829. Описание Чжушарии и Вост. Туркестана в древнем и нынешнем состоянии, ч 1-2, СПБ, 1829. История Тибета и Хухунора, ч. 1-2, СПБ, 1833. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение, СПБ, 1840.Лит. Об авторах наиболее важных работ, вышедших в свет до 1950, см. В тексте статьи, библиографич. Описание их работ см. В биобиблиографич. Материалах Б. А. Малькевича. (Материалы к биобиблиографии Н. Я. Бичурина, в кн. Бичурин Н. Я., Собрание сведений о народах.., (т.) 3, M.-Л., 1953). Наиболее важные работы, вышедшие после 1950. Бернштам А. Н., Н. Я. Бичурин (Иакинф) и его труд "Собрание сведений о народах, обитавших в Ср.

Азии в древние времена", в кн. Бичурин Н. Я., Собрание сведений о народах.., (т.) 1, M.- Л., 1950. Думан Л. И., Выдающийся рус. Ученый востоковед (Сессия, посв. Памяти Н. Я. Бичурина), "ВАН", 1953, No 7. Тихонов Д. И., Рус. Китаевед первой пол. XIX в. Иакинф Бичурин, "Уч. Зап. ЛГУ. Серия востоковедч. Наук", 1954, No 179, в. 4. Горбачева З. И., Рукописное наследие Иакинфа Бичурина, там же. Шастина Н. П., Значение трудов Н. Я. Бичурина для рус. Монголоведения, в кн. Очерки по истории рус. Востоковедения, сб. 2, M., 1956. Скачков П. E., О рукописном наследии Н. Я. Бичурина (рукописи Н. Я. Бичурина, хранящиеся в Гос. Ордена Ленина Публичной б-ке им. М. E. Салтыкова Щедрина), там же. Его же, Письма Н. Я. Бичурина к М. П. Погодину, "CK", 1958, No 3. Чугуевский Л. И., Бичуринский фонд в архиве Ин-та востоковедения, "ПВ", 1959, No 5.

Мурзаев И. Д., Новые док-ты об Иакинфе Бичурине, выявленные в архивах Ленинграда, "Уч. Зап. Н.-и ин-та языка, лит-ры, истории и экономики при Сов. Мин. Чуваш. АССР", 1960, в. 19. Димитриев В. Д., Новые мат-лы о Н. Я. Бичурине, выявленные в архивах Чебоксар и Казани, там же.П. E. Скачков. Ленинград..

Значения в других словарях
Бичурин

Никита Яковлевич (в монашестве — Иакинф) [29.8(9.9).1777, с. Акулево Цивильского уезда Казанской губернии, — 11(23).5.1853, Петербург], русский китаевед. Родился в семье дьякона, чуваша по национальности. В 1799 окончил Казанскую духовную академию, в 1802 принял монашество. С 1807 был 14 лет главой духовной миссии в Пекине, где в совершенстве изучил китайский язык. За нерадивое отношение к миссионерским обязанностям был лишён сана архимандрита и заключён в 1823 в Валаамский монастырь. В 1826 бы..

Бичурин

БИЧУРИН Никита Яковлевич (в монашестве Иакинф, с 1802) (1777-1853), китаевед и переводчик, член-корреспондент Петербургской АН (1828). 14 лет возглавлял духовную миссию в Китае. С 1826 переводчик в Министерстве иностранных дел России. Осн. Труды по истории и этнографии монголо- и тюркоязычных народов (по китайским источникам), монгольской филологии, истории, культуре и философии Китая. Автор первой "Китайской грамматики" (на русском языке 1837). Способствовал преодолению в России европоцентристс..

Бичурин

См. Иакинф Бичурин.. ..

Бичурин

Бичурин - монах, см. Иакинф .. ..

Бичурин

Бичурин - монах, см. Иакинф .. ..

Бичурин

БАЧУРИН БИЧУРИН БАЙЧУРИНПредставляет адаптированную форму татарской фамилии Байчура, которая существует и у современных татар. Это сложное слово baj 'богатый, господин' + cura - sura 'сын богатыря, княжеский отрок, дружинник, соратник, сподвижник богатыря'. (Б). ..

Бицзыву

Синьцзинь, - город и порт на Ляодунском п-ове КНР. В окрестностях Б., гл. Обр. На р. Билюхэ, исследованы стоянки времени от неолита до эпохи железа. Нек-рые из них сходные памятниками т. Н. Культуры раковинных куч Кореи и юж. Части Сов. Приморья конца 2-го - нач. 1-го тыс. До н. Э. Стоянки Б. Середины 1-го тыс. До н. Э. Отличает полихромная роспись посуды - наиболее поздний пережиток культур расписной керамики Китая.Лит. Hamada K. (Р.), Р'i-tzu-wo. Prehistoric sites by the river Pi-liu-ho, South..

Бичераховы

Лазарь Федорович и Георгий Федорович - контрреволюционеры, принимавшие активное участие в борьбе против Советской власти на Кавказе в 1918-19. 1) Лазарь Федорович - полковник Терского казачьего войска. В нач. 1918 во главе отряда терских казаков (800 чел.) находился в Иране, где вступил в связь с англ. Генералом Денстервиллем. Действуя по его указаниям, в июне 1918 заявил о переходе на сторону Сов. Власти. В конце июля, занимая со своим отрядом стратегически важный участок обороны Баку от герман..

Бишоп

(Bishop), Карл Уайтинг (р. 1881) - амер. Ученый, специалист по ист. Географии и древнейшей истории материальной культуры Д. Востока.Соч. The Neolithic age in northern China, в сб. Antiquity, a quarterly review of archaeology, v. 7, No 28, 1933. The historical geography of early Japan, в сб. Annual report of the board of regents of the Smithsonian institution 1925,Washington, 1926. The rise of civilisation in China with reference to its geographical aspects, "Geographical Review", 1932, v. 22, No..

Биянху

(кит. Бо Янь-ху, Бай Янь-ху) (ум. 1882) - один из руководителей восстания народности хуэй-цзу (дунган) против гнета Цинской династии в Сев.-Зап. Китае в 60-70-х гг. 19 в. Выходец из крестьян, родился в Сианьфу (пров. Шэньси). Принял участие в восстании, по-видимому, с 1862, к 1868 стал одним из его руководителей. Отступив из пров. Шэньси, Б. В 1869-72 вел борьбу в пров. Ганьсу. После разгрома повстанцев во внутр. Провинциях Китая Б. Отступил (в кон. 1872 - нач. 1873) с оставшимися силами в Синь-..

Дополнительный поиск Бичурин Бичурин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бичурин" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бичурин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа