Вотчинная Теория

109

Теория части бурж. Историков-медиевистов, характеризующих вотчину (см. Вотчина, раздел 1) как единственную силу, определяющую развитие экономич., социального и политич. Строя, а также культуры средневековья.По своему происхождению В. Т. Связана с реакционно-романтич. Направлением (см. Романтизм) в историографии Зап. Европы конца 18 - нач. 19 вв. (особенно отчетливо предпосылки такой интерпретации истории были выдвинуты Ю. Мёзером, А. Мюллером, К. Л. Фон Галлером, К. Эйхгорном). В дальнейшем ряд положений В. Т. Был сформулирован в работах Г. Вайца, К. Нича, отчасти В. Рошера. В 70-80-х гг. 19 в. В. Т. Получила большое распространение среди бурж. Медиевистов (прежде всего сторонников позитивизма) Германии, Австро-Венгрии, Франции, Англии, России. Нек-рые научно-прогрессивные идеи были присущи взглядам тех представителей В.

Т. 70-80-х гг., к-рые сочетали ее с отд. Принципами марковой (общинной) теории Г. Л. Фон Маурера (К. Т. Инама-Штернегг, К. Лампрехт, П. Г. Виноградов, а также в известной степени Т. Роджерс, Э. Глассон, П. Виолле). По их мнению, вотчина возникла и стала осн. Носителем экономич., социального и культурного прогресса в условиях разложения старой, восходящей к первобытной эпохе, общинной орг-ции с характерной для нее коллективной собственностью на землю. Развитие вотчины происходило за счет захвата общинных земель и крест. Аллодов и превращения свободных крестьян в зависимых и крепостных. Сторонники В. Т. Настойчиво пытались доказать гармонию интересов феодалов и крестьян в рамках вотчины вплоть до 13-14 вв., приписывали вотчинникам роль организаторов процесса внутр.

Колонизации, объясняли деятельностью вотчинников совершенствование с.-х. Техники, развитие ремесла и возникновение ср.-век. Городов.Откровенно реакц. Формулировку В. Т. Получила в 70-80-х гг. В работах Н. Д. Фюстель де Куланжа и Ф. Сибома. Для них вотчина (подобно частной собственности на землю) была по сути дела одним из изначальных ин-тов человеческого об-ва. Отвергая историч. Достоверность существования свободной общины и провозглашая извечной зависимость земледельца от собственника земли, эти представители В. Т. Отрицали переворот в аграрных отношениях раннего средневековья и сводили социально-экономич. Историю этой эпохи к модификации вотчинных по своей сущности хоз. Форм.Начавшийся с 90-х гг. 19 в. Методологич. Кризис и зарождение т.

Н. "критического направления" в бурж. Медиевистике породили серию выступлений против того направления В. Т., к-рое было связано с признанием ряда положений марковой теории. Справедливо показывая науч. Несостоятельность отд. Положений В. Т. (преувеличенно высокая оценка экономич. И политич. Роли крупной вотчины в раннее средневековье, недооценка значения мелкой вотчины и отчасти свободного крестьянства, приписывание крупной вотчине роли решающей силы в возникновении городов и гор. Ин-тов и т. П.), критики этой теории (особенно Г. Фон Белов, Г. Зелигер, Г. Kapo) в 90-х гг. 19 - нач. 20 вв. Направляли острие своих выступлений против науч.-плодотворных элементов в работах Инамы-Штернегга, Лампрехта, К. Бюхера, Виноградова. С нач. 10-х гг.

20 в. Лидером критиков В. Т. Справа стал А. Допш. Взгляды критиков В. Т. Во многом разделяются видными представителями совр. Бурж. Медиевистики (амер. Медиевист К. Стивенсон, франц. Историк Ш. Э. Перрен, зап.-герм. Ученые Ф. Лютге, Т. Майер, Г. Данненбауэр и др.). В. Т. Утратила значение наиболее распространенной в бурж. Медиевистике системы взглядов на вопросы социально-экономич. Истории ср. Веков, но наиболее реакц. Идеи этой теории продолжают оказывать влияние на бурж. Историографию. Марксистско-ленинская историч. Наука, вскрывая методологич. Несостоятельность осн. Принципов В. Т., признает известное положит. Значение лучших работ прогрессивных представителей этой теории в 70-90-х гг. 19 в.Лит. Алпатов М. A., Политические идеи франц. Бурж. Историографии XIX в., М.-Л., 1949.

Вайнштейн О. Л., Историография средних веков, М.-Л., 1940. Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в нем. Историографии конца XIX - начала XX вв., (М., 1958). Очерки истории ист. Науки в СССР, (т.) 2, М., 1960. Below G. V., Die deutsche Geschichtsschreibung von den Befreiungskriegen bis zu unseren Tagen, 2 Aufl., Münch., 1924. Srbik H. R., Geist und Geschichte von deutschen Humanismus bis zur Gegenwart, Münch., 1951.А. И. Данилов. Томск..

Значения в других словарях
Вотчинная теория

система взглядов части буржуазных историков, рассматривавших средневековую вотчину (См. Вотчина) в Западной Европе как институт, определявший социально-экономическую, политическую, культурную жизнь средневековья. В. Т., многие положения которой восходят к немецкой реакционно-романтической историографии конца 18 — начала 19 вв. (особенно к взглядам Ю. Мёзера и К. Эйхгорна), полностью сформировалась и получила широкое распространение в 70—80-х гг. 19 в. Сторонники В. Т. Объясняли деятельностью во..

Вотчинная Теория

ВОТЧИННАЯ ТЕОРИЯ - система взглядов историков (главным образом 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.), отводивших средневековой западноевропейской вотчине определяющую роль в социально-экономической, политической, культурной жизни средневековья. Представители. Фюстель де Куланж, Сибом и др. (для них вотчина - один из начальных институтов человеческого общества), Имана-Штернегг, Лампрехе и др. (сочетали вотчинную теорию с элементами общинной теории).. ..

Вотчинная Теория

Система взглядов историков (главным образом 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.), отводивших средневековой западноевропейской вотчине определяющую роль в социально-экономической, политической, культурной жизни средневековья. Представители. Фюстель де Куланж, Сибом и др. (для них вотчина - один из начальных институтов человеческого общества), Имана-Штернегг, Лампрехе и др. (сочетали вотчинную теорию с элементами общинной теории).. ..

Вотчинная теория

Система взглядов историков (главным образом 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.), отводивших средневековой западноевропейской вотчине определяющую роль в социально-экономической, политической, культурной жизни средневековья. Представители. Фюстель де Куланж, Сибом и др. (для них вотчина - один из начальных институтов человеческого общества), Имана-Штернегг, Лампрехе и др. (сочетали вотчинную теорию с элементами общинной теории).. ..

Вотчинная Коллегия

Центр. Гос. Учреждение России. Образована в 1721 вместо Поместного приказа. Ведала вопросами землевладения (юридич. Оформление прав феодалов на владения, решение зем. Споров, дела о межевании и т. Д.). С 1727 находилась в Москве, в Петербурге имела отделение - Вотчинную контору. В связи с пожеланиями, выраженными в дворянских наказах 1767, о переносе зем. Дел на места при реформе губ. Управления (1775) функции В. К. Были переданы новым губ. Учреждениям. Упразднена в 1786.Лит. Ардашев Н. Н., Исто..

Вотчинная Промышленность

Пром-сть, обслуживаемая принудит. Трудом крепостных крестьян вотчины или поместья в России. Предприятия В. П. Принадлежали помещикам. В. П. В виде мелкого производства - вотчинного ремесла, развивалась с 11-12 вв. Крупная В. П. В форме мануфактуры возникает в 17 в. Типичным вотчинником-предпринимателем был боярин Б. И. Морозов, имевший крупнейшее в стране поташное произ-во, продукция к-рого шла не только на внутр., но и на внеш. Рынок. Пром. Предприятия имели и др. Представители вотчинной знати ..

Вощило

Василий - руководитель антифеод. Восстания крестьян и гор. Бедноты в 1740-44 в Белоруссии в Кричевском старостве (волости). Был мелким торговцем воском (отсюда прозвище - Вощило). Повстанцы во главе с В. Нанесли поражение войскам польского короля, убивали шляхтичей, уничтожали долговые обязательства. В. Объявил себя внуком Б. Хмельницкого. Восстание было подавлено. В. Бежал на Украину, его дальнейшая судьба неизвестна.Лит. Белоруссия в эпоху феодализма. Сб. Док-тов, т. 2, Минск, 1960. МельникаСћ..

Врамшапух

Арм. Царь (388-414) из династии Аршакидов. В 387 сасанидский Иран и Рим разделили Армению. 4/5 части страны перешли к Ирану, а 1/5 - к Риму. В. Стал вассалом Ирана в Вост. Армении. В его правление царство Аршакидов переживало глубокий кризис, вызванный ростом крупного феод. Землевладения и центробежных стремлений феодалов. В. Стремился к укреплению царской власти и сохранению самостоятельности Армении. Способствовал созданию арм. Письменности. Однако усилия В. Не имели успеха. Вскоре после его с..

Дополнительный поиск Вотчинная Теория Вотчинная Теория

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вотчинная Теория" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вотчинная Теория, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 16 символа