Гейне
(Heine), Генрих (13.XII.1797 - 17.II.1856) - нем. Поэт и мыслитель, революц. Демократ. Родился в г. Дюссельдорфе в небогатой еврейской семье. В 1819-25 изучал право в ун-тах в Бонне, Гёттингене, Берлине, слушал лекции по философии у Гегеля. В 1822 и последующие годы Г. Опубл. Несколько циклов стихов, позднее объединенных в "Книгу песен" (1827), ставшую одной из популярнейших поэтич. Книг в мировой лит-ре. Крупнейшее произв. Г.-прозаика "Путевые картины" (1826-31) привлекло внимание смелой критикой отсталых нем. Порядков и пропагандой лозунгов франц. Революции.В 1831 Г. Переехал в Париж. Крупным вкладом в развитие нем. Обществ. Мысли явились работы Г. "К истории религии и философии в Германии" (1834) и "Романтическая школа" (1833-35, полн.
Изд. 1836). В истории философии Г. Видел борьбу сенсуализма и спиритуализма (приближаясь в их трактовке к понятиям материализма и идеализма). Отстаивая сенсуализм, Г. В нек-рых отношениях предвосхищал Л. Фейербаха. Выдающейся заслугой Г. Явилось понимание ист. Значения классич. Нем. Философии. Г. Был первым в Германии, кто оценил революц. Смысл диалектики Гегеля. Гегелевская идея развития, применяемая к обществ. Жизни, в сочетании с учением утопич. Социалистов, определила направление демократич. Мысли Г.Г. Рассматривал как пройденный этап "художественный период" ("Kunstperiode") в истории нем. Лит-ры, когда эстетич. Проблемы главенствовали над политическими (веймарский классицизм и романтизм), и приветствовал проникновение в лит-ру духа времени, "духа массы".Критич.
Отношение к режиму июльской монархии во Франции усиливало в творчестве Г. Антибурж. Тему ("Французские дела", 1832) и углубило его скептицизм к нем. Бурж. Радикалам (в т. Ч. К Л. Бёрне, к писателям, входившим в группу "Молодая Германия").Сложным путем развивалось мировоззрение Г. В 40-е гг. Демократич. Подъем в Германии на первых порах был встречен поэтом скептически. Поэма "Атта Троль" (1843) отразила противоречивый характер восприятия Г. Нем. Обществ. Жизни. Выступление Г. Против политически тенденциозной поэзии означало критич. Отношение с позиций франц. Политич. Опыта к лозунгам бурж. Демократии и одновременно свидетельствовало о недооценке перспектив бурж.-демократич. Революции в Германии.Поездка Г. В Германию (1843) поставила поэта лицом к лицу с главными обществ.
Проблемами страны, вызвала к жизни боевую революц. Сатиру. В романтической поэме "Германия. Зимняя сказка" (1844) и цикле "Современные стихотворения" (1843-44) Г. Подверг острой критике режим феод. Реакции, прусскую военщину, реакц. Политич. Теории, в частности идею объединения Германии сверху, и провозгласил социалистич. Идеал в духе Сен-Симона.Большое впечатление на Г. Произвело знакомство с молодым К. Марксом (в Париже в дек. 1843). Влияние Маркса ощущается в стихотв. "Ткачи" (1844), являвшемся откликом на силезское восстание ткачей. В 1844 Г. Сотрудничал в издававшейся в Париже революц. Газете нем. Эмиграции - "Vorwärts", в редактировании к-рой нек-рое время участвовал К. Маркс.Революция 1848 застала Г. Прикованным к постели тяжелой болезнью.
В его стихотворениях 1848-49 преобладала суровая горькая сатира - поэт обличал политич. Незрелость нем. Бурж. Демократии ("Михель после марта" и др.). Острота и актуальность сатиры Г. Выразительно подтверждалась тем, что ее броские строки постоянно звучали в статьях К. Маркса и Ф. Энгельса на страницах "Новой Рейнской газеты".Г. Сохранял глубокий интерес к коммунистич. Идеям, хотя они были известны ему лишь в домарксовских формах. Его пугали уравнительные идеи утопич. Коммунистов, он питал ложные опасения за судьбу иск-ва в будущем "царстве материализма" и вместе с тем был убежден, что только коммунисты, как самая революц. Партия, будут способны нйкогда покончить с деспотией и мракобесием и прежде всего с ненавистным ему нем.
Национализмом.Г. Вошел в мировую лит-ру как проникновенный лирик, блестящий мастер боевой публицистики и грозный сатирик, беспощадно обличавший феод. И бурж. Реакцию во всех ее проявлениях. Творчество Г. Высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс. Стихи Г. Принадлежали к числу произведений, к-рые В. И. Ленин брал в сибирскую ссылку.После смерти Г. Развернулась острая борьба вокруг его наследия. Либерально-бурж. Литературоведы противопоставляли лирику Г. Его политич. Поэзии и публицистике. В фаш. Германии соч. Г. Были запрещены, его книги сжигались. В ГДР наследие Г. Рассматривается как часть ценнейшего нац. Достояния.Соч. Sämtliche Werke, hrsg. E. Elster. Bd 1-7, Lpz. U. W., 1893. Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957-60. В рус. Пер. - Полное собр. Соч., общ. Ред. Н. Я. Берковского, т.
1-10, Л., 1956-59.Лит. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2 (см. Именной указ.), М., 1957. Дейч А., Г. Гейне, поэт, М., 1941. Дмитриев А. С., Г. Гейне, М., 1957. Меринг Ф., Гейне, в его кн. Лит.-критич. Статьи, т. 2, М.-Л., 1934. Шиллер Ф. П., Генрих Гейне, М., 1962. Г. Гейне (библ. Рус. Переводов и критич. Лит-ры на рус. Яз.), сост. Левинтон А. Г., М., 1958. Strodtmann A., Heines Leben und Werke. 3 Aufl., Bd 1-2, Hamb., 1884. Victor W., Marx und Heine, (3 Aufl.), В., 1953. Pfeiffer H., Begriff und Bild, Rudolstadt, (1958).С. В. Тураев. Москва..
Дополнительный поиск Гейне
На нашем сайте Вы найдете значение "Гейне" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гейне, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 5 символа