Герье
Владимир Иванович (17.V.1837 - 1919) - рус. Историк. Проф. Всеобщей истории Моск. Ун-та (в 1868-1904). Уже в ранних трудах ("Борьба за польск. Престол в 1733 году", 1862, "Лейбниц и его век", 1868, "Отношение Лейбница к России и Петру Великому", 1871) первым из рус. Историков приступил к исследовательской разработке истории нового времени с привлечением рус. И зарубежных архивных мат-лов. Значит. Часть своих курсов и организованных им впервые в России практич. Занятий семинарского типа в ун-те и печатных работ, объединенных в 1886 в книге о Мабли и в 1904 в сб. "Идея народовластия и франц. Революция 1789 года", также посвящал уже с 70-х гг. Новой истории и особенно эпохе франц. Бурж. Революции кон. 18 в., бывшей до того под запретом.
Положил тем самым начало конкретному ее изучению в России, уделяя осн. Внимание развитию идеи "народовластия". Претендуя на роль продолжателя традиций Т. Н. Грановского и П. Н. Кудрявцева, примыкал фактически к старшему поколению рус. Либералов типа К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева, Б. Н. Чичерина. Считая своей осн. Задачей борьбу против широко распространенной в передовых кругах России революц. И демократич. Постановки вопроса об учете революц. Опыта Франции, противопоставлял ему якобы свойственный России путь преобразований "сверху", занимая все более реакц. Позиции (особенно после революции 1905-07). Опирался при подходе к революции сначала преим. На А. Токвиля, а в дальнейшем - в неуклонно возраставшей степени, также и на И. Тэна ("Франц.
Революция 1789-1795 гг. В освещении И. Тэна", 1911). В области медиевистики выступал с работами по истории католич. Миросозерацания и "теократич. Начала" (серия "Зодчие и подвижники "Божьего царства"" ("Франциск, Апостол нищеты и любви", 1908. "Блаженный Августин", 1910. "Западное монашество и папство", т. 1-2, 1913-15)). В области античности его интересовала гл. Обр. История Рима, в частности принципата. В противоположность не только Грановскому, но и Соловьеву, Г. Еще в 1865 в "Очерке развития ист. Науки" отрицал по существу науч. Характер истории, провозглашая последним словом ист. Науки нем. "историко-критич." школу Л. Ранке и с нарочитой односторонностью подчеркивая "громадное влияние идей на судьбу народов и на ход цивилизации".
Вступал уже тогда в борьбу с материалистич. Тенденциями в историографии и приписывал их позитивизму. В 1915 призывал к "возрождению" гегельянства ("Философия истории от Августина до Гегеля"). Как преподаватель ун-та Г. Отличался меньшей идеалистич. Исключительностью, ставил на семинарских занятиях также и вопросы социально-экономич. Истории. Его учениками были Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, М. С. Корелин, Р. Ю. Виппер, П. Н. Ардашев, Е. Н. Щепкин. В 1872 учредил и возглавил Высшие жен. Курсы в Москве. В 1906 присоединился к октябристам. В 1907 стал чл. Гос. Совета по назначению. Активно поддерживал агр. Политику Столыпина.Лит. Очерки истории ист. Науки в СССР, т. 2, М., 1960. Кареев Н., Памяти двух историков, (ч. 1) - В. И. Герье, "Анналы", 1922, No 1, с. 156-65.
Майкова К. A., Архив В. И. Герье, "Зап. Отд. Рукописей ГБЛ", 1959, в. 21. Списки трудов Г. См. "Ист. Обозр.", 1892, т. 4, с. 298-99.Б. Г. Вебер. Москва..
Дополнительный поиск Герье
На нашем сайте Вы найдете значение "Герье" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Герье, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 5 символа