Гольбах

92

(Holbach), Поль Анри (1723 - 21.VI.1789) - представитель франц. Просвещения, философ-материалист и атеист. Род. В Эдесхейме (Германия) в семье крупного торговца, нем. Барона. Воспитывался и жил в Париже. Получил широкое, по тому времени, естеств.-науч. Образование. В 1751 Г. Познакомился с Д. Дидро и с 1752 стал сотрудником издававшейся по инициативе Дидро "Энциклопедии наук, иск-в и ремесел" ("Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers", 1751-80). Салон Г. Был своего рода штабом энциклопедистов, где собирались Дидро, Ж. Д'Аламбер, К. Гельвеций и др.Начало лит. Деятельности Г. Относится к 1752, однако осн. Его труды были написаны только после 1765, когда была завершена работа над большинством томов "Энциклопедии".

К числу осн. Трудов Г. Этого периода относятся. "Дух духовенства, или Первоначальное христианство, отомщенное предприятиями и излишествами современных попов" ("L'esprit du clergé, ou le Christianisme primitif vengé des entreprises et des excès de nos prГЄtres modernes"), "Священная зараза, или Естественная история суеверия" ("La Contagion sacrée, ou histoire naturelle de la superstition"), a также "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" ("Système de la nature ou des lois du monde physique et du monde moral...", Amst., 1770, рус. Пер. - M., 1940) - классич. Произв. Воинствующего материализма. Все эти работы Г. Публиковались анонимно, за пределами Франции и за свою антирелиг. И антиправительств.

Направленность подвергались жестокому преследованию со стороны церкви и пр-ва. Г. Явился крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. Материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. В социально-политич. Взглядах Г. Проявилась бурж. Сущность его мировоззрения. Он резко критиковал феод. Собственность и феод. Формы эксплуатации, требовал ограничения королев. Власти. Выступая против феод. Строя, Г. Выражал надежду на осуществление "царства разума" (понимая под последним бурж. Строй) в результате появления просвещенного монарха, гуманного законодателя. Большое место во взглядах Г. Занимает учение о человеке как физич.

Существе, подчиненном вечным и неизменным законам природы. Последняя, по Г., наделила людей разными физич. Свойствами и интеллектуальными способностями. Это природное неравенство, заставляющее людей нуждаться друг в друге, является "опорой общества". В "Системе природы..." Г. Писал, что люди, чтобы удовлетворять свои взаимные потребности и обеспечить себе взаимопомощь, создали общество, целью к-рого является счастье людей. Однако человек не может быть счастливым, не делая счастливыми других, вот почему люди заключили между собою договор. Не вредить друг другу. А так как люди от природы не равны и по разному представляют себе счастье и средства достижения его, то понадобилась сила, к-рая удерживала бы их в рамках долга.

Эта сила - закон. Толкователями законов, как воли общества, выступают граждане, избранные обществом и наделенные им необходимой властью. Так возникает пр-во, к-рое является законным, поскольку оно опирается на согласие общества. Общество же всегда сохраняет свой приоритет над пр-вом и, если того требуют его интересы - свобода, собственность и безопасность, - может убрать эту власть, изменить форму своего пр-ва. Г. Полагал, что лишь благодаря незнанию этих истин или неумению применить их народы стали несчастными, превратившись в жалкое скопище рабов, отделенных друг от друга, оторванных от общества, к-рое перестало доставлять им необходимые блага. Человек, - отмечал Г., - есть продукт среды, в к-рой он живет.

Поэтому для того чтобы люди были добродетельными и счастливыми, необходимо создать соответств. Среду - общество. Г. Резко выступал против религии, к-рая, как он отмечал, закрепляя невежество людей, сеет среди них заблуждения, способствует воспитанию безволия, бездеятельности, жестокости и фанатизма. Утверждая познаваемость мира, Г. Был убежден в том, что познание законов природы приведет человека к счастью, избавит его от религ. Химер. Рассматривая их происхождение, Г. Писал, что невежество и слабость человека делают его суеверным. "...Словом бог люди обозначают всегда наиболее скрытую, наиболее далекую и неизвестную причину наблюдаемых ими явлений" ("Система природы...", М., 1940, с. 223). Если незнание природы стало началом богов, то "познание её должно их уничтожить" (там же, с.

229).Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство..., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 145, 147, 148. Их же, Нем. Идеология, там же, т. 3, с. 409-12. Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Соч., 4 изд., т. 33, с. 201-10. Волгин В. П., Социальные и политич. Идеи Гольбаха, "ННИ", 1957, No 1. Беркова К. Н., П. Гольбах, М., 1923.Е. Л. Зельманова. Ленинград..

Значения в других словарях
Гольбах

(Holbach) Поль Анри [1723, Эдесхейм, Пфальц, — 21.6.1789, Париж], французский философ-материалист и атеист, идеолог революционной франц. Буржуазии 18 в. Родился в семье нем. Коммерсанта. Г. Был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера. В парижском салоне Г., ставшем одним из центров просветительской и атеистической мысли предреволюционной Франции, встречались Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. Д'Аламбер, Ж. Л. Бюффон, Ж. А. Нежон и др. Одно время здесь бывал и Ж. Ж. Руссо. Главн..

Гольбах

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723 - 89), французский философ. Активно сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро> и Ж. Д'Аламбера. Систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм> 19 в. Главное сочинение - "Система природы" (1770).. ..

Гольбах

Павел (барон Holbach, 1723-89) — философ-материалист, род. В Пфальце, воспитывался с раннего детства в Париже, где и остался жить. Получил разностороннее образование. Имея большое состояние, занимался естественными науками, поместил в энциклопедии целый ряд статей по химии, фармации, физиологии и медицине. Его салон принадлежал к числу наиболее посещаемых в Париже. С 1767 по 1776 г. Вышел ряд соч. Г. Без его имени. "Le christianisme dévoilé ou examen des principes et des effets de la religion ch..

Гольбах

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Голый

Никита (ум. 1709) - донской казак, один из предводителей Булавинского восстания 1707-08. Выл выразителем интересов голутвенных казаков. Действовал совместно с атаманами С. Драным и Беспалым. В июне 1708 победил в сражении против Сумского полка. После гибели К. Булавина и Драного (1708) объединил вокруг себя уцелевшие отряды восставших (ок. 7 т. Ч.) и продолжал борьбу с царскими войсками в р-не Сев. Донца. Пытался соединиться с атаманом Некрасовым, пробиться на Волгу и снова разжечь восстание, од..

Голытьба

Беднейшая часть запорожского казачества на Украине. В 16-18 вв. Г. Играла огромную роль в борьбе укр. Народа против господства панской Польши, за воссоединение с рус. Народом, активно участвовала во всех антифеод. Восстаниях. Социальное и экономич. Положение Г. Соответствовало положению голутвенных казаков на Дону.Лит. Голобуцкий В. A., Запорожское казачество, К., 1957.. ..

Гольберг

Л. (1684-1754) - дат.-норв. Писатель и историк. См. Хольберг.. ..

Гольденвейзер

(Goldenweiser), Александр (29.I.1880 - 6.VII.1940) - амер. Этнограф и социолог. Род. В Киеве, в 1900 эмигрировал в США. Представитель т. Н. Ист. Направления в амер. Этнографии. В 1910-40 читал в различных высш. Уч. Заведениях США курсы лекций по этнографии, социологии и психологии.Соч. Totemism. An analytical study, "Journal of American Folk-Lore", 1910, v. 23. Early civilization, L., 1921. Man and woman as creators, в кн. Our changing morality. N. Y., 1930. Robots or gods, N. Y. 1931. History, ..

Гольбах

(Holbach) Поль Анри (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные сочинения. 'Система природы, или О законах мира физического и мира духовного' (1770), 'Разоблаченное христианство' (1761), 'Карманное богословие' (1768), 'Здравый смысл' (1772) и др. Г. Разработал философскую картину Вселенной как единого ..

Гольбах

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные сочинения. "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" (1770), "Разоблаченное христианство" (1761), "Карманное богословие" (1768), "Здравый смысл" (1772) и др. Г. Разработал философскую картину Вселенной как ..

Дополнительный поиск Гольбах Гольбах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гольбах" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гольбах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа