Догматы

70

Религиозные (от греч. Dogma - учение, постановление) - утвержденные высшими церк. Инстанциями (соборами духовенства) положения вероучения, к-рые, как считает церковь, должен принимать на веру каждый принадлежащий к данной религии и исповедание к-рых она рассматривает как непременное условие постижения божества и "спасения". Д. Вырабатывались в процессе острой богословской борьбы. Система Д. Существует во всех наиболее распространенных религиях. Христианстве, иудаизме, исламе, буддизме, индуизме. Осн. Д. Христ. Церкви (о сотворении мира, о триедином боге, о реальном существовании богочеловека Христа) были приняты в период первых семи Вселенских соборов (325-787). В православной церкви принятие Д. Было завершено в 787, в католической новые Д.

(о чистилище и др.) продолжали приниматься и в дальнейшем. Реформация 16 в. Подорвала значение Д. Католич. Церкви. В лютеранской церкви Д. Были приняты в 1530 (аугсбургское исповедание веры), в кальвинистской - в 1551, в англиканской - в 1571 (т. Н. 39 членов исповедания). Д. Иудаизма (напр., о вечности бога, о приходе мессии) были сформулированы на базе Талмуда и Библии в 12 в. Маймонидом. Д. Ислама (напр., о единстве бога-аллаха, о предопределении, о пророческой миссии Мухаммеда) на базе корана были приняты в острой богословской борьбе в 9-10 вв. Д. Буддизма (напр., о перерождении и "карме" и др.) по хинаяне были приняты на соборе в Паталипутре в 243 до н. Э., по махаяне - ок. 78. В индуизме выдвижение Д. (напр., об изначальном социальном неравенстве людей, о переселении душ и др.) началось в раннее средневековье в процессе борьбы с буддистами и мусульманами и не вылилось в четко оформленную систему.

Вырабатывая Д., церковь пыталась не допустить критики основ своего вероучения и того социального строя, к-рый она охраняла. Отрицание Д. Жестоко преследовалось. Для защиты и обоснования Д. Духовенство использовало идеалистич. Филос. Учения, благодаря чему догматич. Богословие приобрело наукообразный вид. При попытке науч. Анализа Д. Обнаруживается их полная несостоятельность и реакционность. Религ.-догматич. Мышление разрушается с развитием науч. И атеистич. Взглядов.Лит. Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4 (История церкви в период вселенских соборов, отдел 3, История богословской мысли), П., 1918. Harnack A., Dogmengeschichte, 7 Aufl., Tübingen, 1931. Рус. Пер. История догматов, в кн. Общая история европ. Культуры, т. 6, СПБ, 1911.

Handbuch der Dogmengeschichte, hrsg. V. M. Schmaus, I. R. Geiselman, H. Rohner, Bd 1-4, Freiburg, 1951-56..

Значения в других словарях
Догматы

религиозные (от греч. Dógma, родительный падеж dógmatos — мнение, учение, постановление), утверждённые высшими церковными инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную истину и не подлежащие критике. Система Д. Существует в большинстве современных религий. Христианстве (См. Христианство), Иудаизме, Исламе, Буддизме. Основными Д. Христианства (о сотворении мира богом, о триединстве бога, о богочеловеке Христе, о загробной жизни и воздаянии за грехи) были сформулированы пер..

Довнар-запольский

Митрофан Викторович (2.VII.1867 - 1934) - рус. Историк либерально-бурж. Направления. В 1894 окончил Киевский ун-т. С 1901 - проф. Рус. Истории в Киев. Ун-те. В 1902 организовал и был пред. Студенч. Ист.-этнографич. Кружка при ун-те, из к-рого вышли видные историки. В. М. Базилевич, А. М. Гневушев, Б. Г. Курц, П. П. Смирнов, Н. P. Яницкий и др. Кружок издавал сб. Своих работ. После Окт. Революции Д.-З. Работал в Белоруссии, в т. Ч. В 1925-26 - в Белорус. Ун-те. В 1901 защитил магистерскую дисс. Н..

Догматизм

В рабочем движении - разновидность оппортунизма, характеризующаяся отрывом марксистско- ленинской теории от жизни, конкретной историч. Обстановки во всей ее сложности, многообразии и непрерывной изменчивости. Является теоретич. Основой сектантства. Ведет к ревизии марксизма-ленинизма (см. Ревизионизм) и в конечном счете к политич. Авантюризму. Ленин под Д. Понимал нарушение принципа диалектич. Подхода к действительности, марксистского принципа историзма. Д. Тормозит творч. Развитие марксизма-лен..

Договор Девяти Держав О Китае

(1922) - договор, формально провозглашавший принцип уважения суверенитета, терр. И адм. Неприкосновенности Китая. Был подписан 6 февр. 1922 представителями Бельгии, Великобритании, Италии, Китая, Нидерландов, Португалии, США, Франции и Японии, участвовавшими в работе Вашингтонской конференции 1921-22. Договор обязывал гос-ва, к-рые его подписали, придерживаться в Китае принципа "равных возможностей" в области торг. И предпринимательской деятельности, не прибегать к использованию внутр. Обстановк..

Договор Об Образовании Союза Сср

Ист. Документ, принятый 30 дек. 1922 Первым Всесоюзным съездом Советов и оформивший вместе с Декларацией об образовании Союза ССР добровольное объединение независимых сов. Социалистич. Республик. РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое федеративное союзное гос-во - Союз Сов. Социалистич. Республик. Добровольность объединения гарантировалась сохранением за каждой республикой права свободного выхода из Союза. Согласно договору, верховным органом СССР являлись съезды Советов СССР, а в перерывах между съ..

Дополнительный поиск Догматы Догматы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Догматы" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Догматы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа