Древнеиранская Мифология

86

Осн. Источниками для изучения Д. М. Являются Авеста и примыкающие к ней памятники среднеперс. Лит-ры ("Бундахишн", "Денкард" и др.), а также знаменитое "Шахнаме" Фирдоуси (10-11 вв.). Мифологич. Сюжеты и образы, имена собственные богов и героев, сохраненные Авестой, перекликаются, а в ряде случаев и совпадают с сюжетами, образами, именами, зафиксированными древнейшим памятником индийской (индоарийской) словесности - Ригведой. Эти общие Авесте и Ригведе мифологич. Сюжеты являются общим наследием ираноязычных и индоязычных народов и восходят еще к эпохе индоиранской (арийской) общности (до 2-го тыс. До н. Э.). В качестве примера таких древнейших индоиранских мифов могут быть приведены легенда о расширении царем Йима (др.-инд.

Яма) обитаемого мира (Авеста, Видевдат II), легенда о первочеловеке и рожденных от него близнецах - мальчике и девочке (др.-инд. Яма и Ями, иран. Машьяг и Машьяни), давших впоследствии жизнь людскому роду (иран. Версия этой легенды известна по ср.-перс. Лит-ре) и др. К эпохе индоиран. Общности восходят также многие божества и герои Д. М. Солнечное божество Митра, божество ветра и воздушного пространства Вата (Вайу), божество победы Варатрагна, божество вод Апам Напат, герой Траетауна - победитель дракона Дахака (Ажи-Дахака), и т. Д. Большой интерес представляют легенды, связанные с именем царя Йимы (Йима Хшайта). Помимо уже упоминавшейся легенды о расширении земли, сюда относятся миф о золотом веке, когда "В царстве великолепного Йимы не было ни холода, ни жары, ни старости, ни смерти, ни созданной дэвами болезни" (Авеста, Ясна, IX, 5).

Миф о построении царем Йимой ограды, где были спасены от гибели семена мелкого и крупного скота, людей, собак и птиц, и т. Д. (интересная параллель к легенде о Ноевом ковчеге). К несколько более позднему времени восходят, очевидно, циклы, связанные с именами мифич. Героев, засвидетельствованных только в Д. М. И отсутствующих в мифологии древнеиндийской. Сюда относятся сюжеты о первозданном человеке Гайо Мартан (букв. - смертная жизнь), об Хаошь-янха, Тахма Рупа (букв. - сильный Рупа), укротителях дэвов и ряд др.В Сасанидскую эпоху (3-7 вв.) мифологич. Циклы были включены в контекст легендарной истории Ирана, в результате чего мифологич. Персонажи были переосмыслены и превратились в первых царей Ирана, связанных друг с другом кровным родством и преемственностью правления.Д.

М. Нашла отражение в фольклоре и искусстве народов Средней Азии.Лит. Оранский И. М., Введение в иран. Филологию, М., 1960 (библ.). Molé M., Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien, (P.), 1963.И. M. Оранский. Ленинград..

Значения в других словарях
Древнеегипетская Мифолугия И Религия

Др.-егип. Мифология. Среди егип. Мифов центр. Место занимают осн. Циклы. Сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба Ра с силами мрака и особенно смерть и воскресение Осириса.Создание Вселенной чаще всего приписывалось богу солнца Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, к-рый появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям древних египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слез возникли люди. По другой версии, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум).Цикл м..

Древнеиндийская Мифология

Первые достоверные сведения о мифологии индийцев относятся ко времени создания Ригведы (2-е - нач. 1-го тыс. До н. Э.). Боги Ригведы (их более 3 тыс.) представляли собой персонификацию различных сил и явлений природы (водной стихии, огня, неба и т. Д.). Богов представляли по образу и подобию людей, однако антропоморфизм не развился до четко выраженной индивидуальной характеристики, в частности потому, что явления природы, к-рые представляли эти божества, имели много общего. Так, в значит. Мере с..

Древнеримская Культура

Культура Рим. Республики (5-1 вв. До н. Э.) и Рим. Империи (1 в. До н. Э. - 5 в. Н. Э.), одна из значительнейших культур рабовладельч. Формации. Понятие Д. К. В узком смысле слова относится только к культуре рим. Италии, в широком смысле слова - к культуре всего объединенного Римом Средиземноморья. В Д. К. Внесли свой вклад и народы Италии (этруски, оски), и народы зап. И сев. Средиземноморья (пунийцы, иберы, кельты, дунайские племена), и народы Востока (Египет, Сирия, Малая Азия), и, наконец, д..

Древнеримская Мифология И Религия

Мифология и религия древних римлян никогда не имели законч. Системы. Остатки старинных верований уживались в них с мифами и религ. Представлениями, заимствованными у соседних народов (этрусков, греков и др.). О Д. М. И р. Периода родового строя можно судить по архаич. Пережиткам в поздних эпохах. На тотемистич. Представлениях основаны, напр., культ капитолийской волчицы, содержание свящ. Гусей на Капитолии. Пережитки фетишистских представлений сказались в культе Юпитера-камня, Юпитера-молнии, Ян..

Дополнительный поиск Древнеиранская Мифология Древнеиранская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древнеиранская Мифология" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древнеиранская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 24 символа