Древнеиранская Мифология
Осн. Источниками для изучения Д. М. Являются Авеста и примыкающие к ней памятники среднеперс. Лит-ры ("Бундахишн", "Денкард" и др.), а также знаменитое "Шахнаме" Фирдоуси (10-11 вв.). Мифологич. Сюжеты и образы, имена собственные богов и героев, сохраненные Авестой, перекликаются, а в ряде случаев и совпадают с сюжетами, образами, именами, зафиксированными древнейшим памятником индийской (индоарийской) словесности - Ригведой. Эти общие Авесте и Ригведе мифологич. Сюжеты являются общим наследием ираноязычных и индоязычных народов и восходят еще к эпохе индоиранской (арийской) общности (до 2-го тыс. До н. Э.). В качестве примера таких древнейших индоиранских мифов могут быть приведены легенда о расширении царем Йима (др.-инд.
Яма) обитаемого мира (Авеста, Видевдат II), легенда о первочеловеке и рожденных от него близнецах - мальчике и девочке (др.-инд. Яма и Ями, иран. Машьяг и Машьяни), давших впоследствии жизнь людскому роду (иран. Версия этой легенды известна по ср.-перс. Лит-ре) и др. К эпохе индоиран. Общности восходят также многие божества и герои Д. М. Солнечное божество Митра, божество ветра и воздушного пространства Вата (Вайу), божество победы Варатрагна, божество вод Апам Напат, герой Траетауна - победитель дракона Дахака (Ажи-Дахака), и т. Д. Большой интерес представляют легенды, связанные с именем царя Йимы (Йима Хшайта). Помимо уже упоминавшейся легенды о расширении земли, сюда относятся миф о золотом веке, когда "В царстве великолепного Йимы не было ни холода, ни жары, ни старости, ни смерти, ни созданной дэвами болезни" (Авеста, Ясна, IX, 5).
Миф о построении царем Йимой ограды, где были спасены от гибели семена мелкого и крупного скота, людей, собак и птиц, и т. Д. (интересная параллель к легенде о Ноевом ковчеге). К несколько более позднему времени восходят, очевидно, циклы, связанные с именами мифич. Героев, засвидетельствованных только в Д. М. И отсутствующих в мифологии древнеиндийской. Сюда относятся сюжеты о первозданном человеке Гайо Мартан (букв. - смертная жизнь), об Хаошь-янха, Тахма Рупа (букв. - сильный Рупа), укротителях дэвов и ряд др.В Сасанидскую эпоху (3-7 вв.) мифологич. Циклы были включены в контекст легендарной истории Ирана, в результате чего мифологич. Персонажи были переосмыслены и превратились в первых царей Ирана, связанных друг с другом кровным родством и преемственностью правления.Д.
М. Нашла отражение в фольклоре и искусстве народов Средней Азии.Лит. Оранский И. М., Введение в иран. Филологию, М., 1960 (библ.). Molé M., Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien, (P.), 1963.И. M. Оранский. Ленинград..
Дополнительный поиск Древнеиранская Мифология
На нашем сайте Вы найдете значение "Древнеиранская Мифология" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древнеиранская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 24 символа