Дугуйланское Движение
Демократич. Освободит. Движение монг. Аратов во Внутр. Монголии (Китай) во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Назв. Происходит от слова "дугуйлан" - кружок, собрание восставших или непокорных аратов, участники к-рого при обсуждении дела в знак полного равенства рассаживались по кругу и принимали решение сообща, путем поименного опроса, а на документах ставили подписи также по кругу.Д. Д. Зародилось под влиянием Тайпинского восстания (1851-64). Оно являлось стихийным ответом на произвол маньчжурских властей, на принудит. Земледельческую колонизацию монг. Земель, проводившуюся кит. Пр-вом зачастую в сговоре с монг. Феод. Верхушкой, на усиление феод. Эксплуатации крепостного аратства в результате проникновения иностр. Капиталистич. Держав в Китай.
В организац. Отношении оно в известной степени копировало такие традиц. Формы организации кит. Крестьян и горожан, как тайные об-ва, братства и т. П. Руководителями дугуйланского движения были, как правило, выходцы из народа, среди к-рых особенно выделился Улдзэй Джаргал (1866-1929), а также Пэльдже, Тумэн, Баян-Цаган, Баин-Сан и др. Иногда к Д. Д. Примыкали, и даже возглавляли отд. Дугуйланы, представители монг. Дворянства - тайджи (напр., Санджа-тайджи - руководитель дугуйлана в хошуне Ханчин) и низшего духовенства (напр., лама Пунцук-Шавран). Однако большинство этих лиц оказалось лишь временными попутчиками аратского движения. Центром движения стали хошуны Ихэ-Джусского сейма в Ордосе (пров. Суйюань) - Ушэн и Оток, где в 1858 и 1866 стихийно появились первые дугуйланы, выступившие против усиления феод.
Поборов. В дальнейшем движение в своем развитии переходило от пассивных форм борьбы. От петиционных кампаний, судебных тяжб, бойкота - к активным формам. Саботажу, устранению князей от власти, нападению на маньчжурские гарнизоны, организации партиз. Войны и вооруж. Сопротивления карателям. Под воздействием восстания Ихэтуаней в Китае (1899-1901) и революции 1905-07 в России Д. Д. Приняло наиболее широкий размах и охватило целый ряд районов Внутр. Монголии. Объединив в своих рядах более 10 тыс. Семей, оно вылилось в массовое повстанч. Движение. В хошунах Ушэн, Оток и ряде др. Р-нов Ордоса дугуйланы в течение 3 лет (1905-08) фактически являлись органами нар. Власти - нар. Советами (по-китайски - гуйхуй). Они устраняли от дел князей, отменяли всякие виды албы, собирали налоги, вели делопроизводство, назначали должностных лиц, творили суд, организовывали аратские дружины и т.
П.Размах дугуйланского движения во Внутр. Монголии оказал влияние и на аратов Внеш. Монголии, где в 1903-05 также возникли нар. Дугуйланы. Однако, несмотря на нек-рые успехи, дугуйланское движение под ударами правительств. Карательных экспедиций, поддержанных местными феодалами, потерпело поражение.Лит. Каллиников А., Аратское революц. Движение в доавтономной Монголии, "Революц. Восток", 1934, No 5. Дылыков С. Д., Демократич. Движение монг. Народа в Китае. Очерк истории, М., 1953.М. И. Гольман. Москва..
Дополнительный поиск Дугуйланское Движение
На нашем сайте Вы найдете значение "Дугуйланское Движение" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дугуйланское Движение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 21 символа