Ермолай-еразм
(светское имя - Ермолай, в монашестве - Еразм) (р. Не позже 10-х гг. - ум. Не ранее 1-й пол. 60-х гг. 16 в.) - рус. Мыслитель и публицист. В кон. 40-X гг. 16 в. - священник в Пскове, позже - протопоп дворцового собора Спас на Бору в Москве. В Пскове Е.-Е. Написал свои первые лит. Произв. - "Зрячая Пасхалия", "Послание Кир-Софронию". Возможно, он - автор "Повести о Петре и Февронии". Расцвет публицистич. Деятельности Е.-Е. Относится к кон. 40-х-50-м гг. 16 в., когда он написал "Поучение в своей душе", "Слово и рассуждение о любви и правде", "Слово к верным" и др. Е.-Е. Разделял иосифлянскую теорию сильной воинствующей церкви (см. Иосифляне), резко выступал против ересей. В этих соч. Он развивал антибоярские мотивы, обличал стяжание и корыстолюбие светских вельмож.
Возмущение Е.-Е. Актами обществ. И личной несправедливости сопровождается проповедью непротивления злу и ненасилия. В 1549 появился его трактат "Благохотящим царем правительница и землемерие". В нем Е.-Е. Предлагал. 1) объединить многочисл. Крест. Повинности в единый натуральный оброк в размере 1/5 продуктов земледельч. Или промыслового труда крестьян. 2) провести землемерную реформу (укрупнение землемерной единицы - замена четверти квадратной верстой) при отсутствии собственной барской запашки. Переселить помещиков в города, чтобы их быстрее можно было мобилизовать в случае необходимости. 3) дворянам за службу давать только землю без дополнит. Ден. Вознаграждения, причем величина высшего надела не должна превышать низший более чем в 8 раз.
4) удовлетворять потребности служилых людей и гос. Казны в деньгах исключительно путем реализации на гор. Рынках избыточных продуктов. 5) пополнять царскую казну за счет отчуждения 1/5 доли продуктов, получаемых крестьянами на землях, отводимых специально для казны. Осн. Идея проекта Е.-Е. - примирить противоречивые интересы царя, служилых людей, торговцев, крестьян при сохранении отношений феод. Зависимости. Суждения Е.-Е. О значении труда "ратаев" для общества и осуждение эксплуататоров-феодалов были глубоко прогрессивны, но его позитивная программа представляла собой патриархальную антиист. Утопию. В 1-й пол. 50-х гг. 16 в. Он выступил с краткими посланиями Ивану IV ("Главы о увещании утешительном царем..."). В "Главах" 1553-56 он выступил с осуждением политики Ивана IV в той мере, в какой ослабевал ее созвучный убеждениям Е.-Е.
Дух компромисса. Одна из "утешительных глав" обращена к "В скорбех боляром и всем вельможам от сану избывших". Это предопределило его опалу.В последний период жизни Е.-Е. Отошел от социально-экономич. И политич. Проблем и обратился к теологии и теологизированной философии, выступал против еретич. Учений, написав т. Н. "Большую и малую трилогии", ряд кондаков и тропарей христианским святым. В этих соч. Е.-Е. Пытался дать целостное теоретич. Обоснование православно-ортодоксального мировоззрения. В монастыре Е.-Е. Заново переписал свои соч., расположив их в таком порядке, к-рый последовательно ведет от его общих взглядов в теолого-филос. Трактатах к его социальным взглядам и от них к его политич. И экономич. Взглядам, изложенным в "Правительнице".
Е.-Е. Сознавал обществ. Значение своих соч., называя их "огненным оружием", предназначенным "пожигать смыслы" ненавистных ему бояр.Лит. Ржига В. Ф., Лит. Деятельность Ермолая-Еразма, ЛЗАК, т. 33, Л., 1926. Будовниц И. У., Рус. Публицистика XVI в., М.-Л., 1947. Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958 (библ.). Колесникова Т. A., Общественно-политич. Взгляды Ермолая-Еразма, Тр. ОДРЛ, т. 9, М.-Л., 1953. Клибанов А. И., Сб. Соч. Ермолая-Еразма, там же, т. 16, М.-Л., 1960. Его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник рус. Обществ. Мысли, ИЗ, т. 65, М., 1959. Его же, "Самобытийная ересь", ВИРА, т. 4, М., 1956..
Дополнительный поиск Ермолай-еразм
На нашем сайте Вы найдете значение "Ермолай-еразм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ермолай-еразм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 13 символа