Индуизм
Одна из мировых религий. Насчитывает св. 350 млн. Последователей (1950). И. Локализован почти исключительно Индией (ок. 95% последователей И. - индусов - живет в Индии). Кроме Индии, И. Имеет приверженцев в Пакистане (ок. 8-9 млн. Ч.), а также на о. Бали (Индонезия, ок. 1 млн. Ч.), на о-вах Фиджи, в ЮАР, в Брит. Гвинее, куда его занесли в разное время переселенцы из Индии. Представляет собой сложный комплекс религ. Верований, взглядов, представлений и обрядов и своими корнями уходит в древнейшую культуру аборигенов (дравидов и мунда), в ведическую религию и религию брахманизма. Зарождение мн. Существенных элементов И. Большинство индологов относит к сер. 1-го тыс. До н. Э. Их возникновение связано с внутр. Трансформацией, к-рую претерпевал брахманизм под влиянием изменившейся социальной обстановки (разложение первобытнообщинного строя, развитие клас.
Отношений, гибель племенной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс), породившей массу сектантских учений, к-рые выступали против привилегированного положения жречества, обрядности, дорогостоящих жертвоприношений. В ходе трансформации брахманизм сумел не только выжить, но и приспособиться к господствовавшему в то время буддизму, а затем и ассимилировал его. Трансформация брахманизма, придавшая ему новую форму, к-рую обычно и наз. И., состояла в том, что ведущую роль в нем начала играть не внешняя, культовая сторона, как было прежде, а внутр., морально-этическая, хотя обряды продолжают сохранять и здесь чрезвычайно важное значение. Более или менее четко сложившийся к нач. 1-го тыс. Н. Э. И. После долгой борьбы с буддизмом и джайнизмом с утверждением феод.
Отношений в Индии (в правление династии Гуптов) возвышается до положения господств. Религии Индии. Осн. Причина возвышения И. Заключалась, по всей видимости, в том, что брахманское жречество было признано более надежной опорой феодальной власти, чем буддийское духовенство, замкнутое в монашеских орденах и монастырских обителях. Окончательно сложившаяся в эту эпоху догматика и обрядовая сторона индуизма как религии в дальнейшем не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений. В отличие от др. Мировых религий, И. Не имеет строго канонизированных источников. Особо священными книгами И. Считаются Веди. Однако практически наибольшее значение имеют эпич. Поэмы "Махабхарата" (особенно "Бхагавадгита") и "Рамаяна", "Пураны", религ.-правовые кодексы шастры (наиболее известны "Законы Ману") и сутры.
Все эти произведения - своеобразный синкретизм фольклорной, мифологич., апокрифич., историч. И филос. Литератур. Мн. Секты И. Имеют свою собств. "священную" лит-ру. И. Отличается аморфностью и расплывчатостью, что обусловлено значит. Ролью перво- бытнообщинных и родоплем. Отношений, сохранившихся в клас. Обществе Индии. В И. Выделяются. Простые нар. Верования, представляющие его реальную практику, и теория И. Простонар. Верования отличаются большим разнообразием в зависимости от местных этнич. И нац. Условий. В них широко распространены колдовство, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм. Нар. Верованиям присущ политеизм, почитание местных идолов и божков. Наличие множества богов и необходимость какого-то их "примирения" в общем пантеоне И.
Привели к выработке доктрины об аватарах, согласно к-рой разные боги провозглашаются воплощением гл. Богов. Брахмы, Вишну и Шивы. Последние два стали гл. Богами двух осн. Течений или толков И. - вишнуизма и шиваизма. Свое наиболее полное теоретич. Обоснование И. Находит в идеалистич. Философии веданта. Оправдывая лишь монотеистич. Религию и третируя нар. Верования как примитивные, веданта в то же время признает их в той или иной форме в качестве "истины низшего порядка" (теория "двойственной истины"). Теория И. Конечной и неизменной основой бытия провозглашает высшую духовную субстанцию (Брахмана), а конкретный эмпирич. Мир, в силу его изменчивости, объявляет лишь временным, неистинным, иллюзорным отражением Брахмана и утверждает, что подлинное счастье и высшая цель жизни обретаются только в "приобщении человека к богу", его "постижении" человеком.
Согласно теории И., "постижение бога" осуществляется тремя путями (марга). Путь действия (карма) - соблюдение религ. Ритуалов, выполнение кастовых обязанностей. Путь эмоциональной преданности и любви к богу (бхакти). Путь глубокого размышления, знания (джняна). Большое место в "постижении бога" отводится мистич. Практике йогизма. Несмотря на большой разрыв между теорией И. И нар. Верованиями, а также на большие различия между религ. Сектами, в И. Имеются и общепризнанные догмы. Вера в перерождение душ в зависимости от поступков и деяний в предыдущих рождениях, соблюдение нек-рых общих норм в быту, в семейной жизни, соблюдение кастовых различий, признание коровы свящ. Животным и запрещение употребления в пищу ее мяса и др.И., будучи господств.
Формой идеологии, широко проник во все сферы обществ. Сознания (философия, иск-во, наука и т. Д.) и оказал на них большое влияние. Как и всякая религия, И. Оправдывает и закрепляет существование эксплуататорского строя и системы каст. Он объявляет касты божеств. Установлением. Выполнение каждым человеком своих кастовых обязанностей провозглашается в И. Одной из высших добродетелей. И. Учит повиновению власть имущим. И. Сковывал развитие рационалистич. Философии и естеств.-науч. Знаний. Бируни сообщает, напр., что инд. Математики и астрономы раннего средневековья Брахмагупта и Варахамихира, чтобы уберечь себя от расправы жречества, вынуждены были давать мифологич. Объяснение явлениям природы, в то время как они знали их науч. Истолкование.
В то же время под флагом И. Проходили различные сектантские и еретич. Движения, по своей сущности направленные против феодализма и господства офиц. И. Наиболее значит. Из них было движение бхакти. Форму религ. Реформаторства, получившего назв. Неоиндуизма, как правило, принимала в новое и новейшее время идеология нац.-освободит. Движения. Реформаторство породило об-ва Брахмо самадж, Арья самадж и др. Его крупнейшие представители (Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Ганди и др.) стремились "очистить" И. От догм, ритуалов, примитивных "наслоений" и сделать эту "очищенную" религию основой духовной жизни страны, в соответствии с изменившимися социально-экономич. Условиями. Попытки реформации И. Продолжаются и в совр. И. Наряду с этим активизировали свою деятельность идеологи реакц.
Воинствующего индусского шовинизма, ставящие, в частности, своей целью провозглашение И. Гос. Религией.С достижением политической независимости, ростом демократического движения и провозглашением Индии светским государством социальная база И. Ослаблена, хотя он и продолжает оказывать глубокое влияние на широкие народные массы, особенно на крестьянство.* * *Исследование И. В Европе начинается в кон. 18 - нач. 19 вв. Большую роль в изучении И. Играли индологи Англии. X. X. Уилсон (H. H. Wilson, Religious sects of the Hindus, L., 1958), M. Мюллер ("Шесть систем инд. Философии", пер. С англ., М., 1901), М. Моньер-Уильямс (М. Monier-Williams, Buddhism in its connexion with Brahmanism and Hinduism..., L., 1889), Ч. Эллиот (Ch. Elliot, Hinduism and Buddhism, v.
1-3, L., 1921), A. Гоф (A. Gough, The philosophy of the Upanishads..., L., 1882), А. Б. Кизс (А. В. Keith, The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, half 1-2, Camb., 1925). Германии. П. Дёйсен (P. Deussen, The philosophy of the Upanishads, Edin., 1906), M. Вебер (M. Weber, The religion of India..., Glencoe, 1960, пер. С нем.), Г. Ольденберг (H. Oldenberg, Verwissenschaftliche Wissenschaft. Die Weltanschauung der Brahmana-texte, Gött., 1919), X. Глазенапп (H. Glasenapp, Der Hinduismus..., Münch., 1922). Франции. Л. Рену (L. Renou, Religions of ancient India, L., 1953. L. Renou et J. Filliozat, L'Inde classique. Manuel des études indiennes, t. 1-2, P., 1947-53), A. Даниелу (A. Daniélou, Le polytéisme hindou, P., 1960).В рус. Дореволюц. Индологии преобладал интерес к буддизму, однако работы рус.
Буддологов В. П. Васильева ("Буддизм, его догматы, история и лит-ра", ч. 1-3, 1857-69), И. П. Минаева ("Буддизм. Исследования и мат-лы", т, 1, в. 1-2, СПБ, 1887) и др. Освещали также важные стороны И. Видную роль в исследовании И. В 20 в. Начинают играть инд. Ученые. Р. Г. Бхандаркар (R. G. Bhandarkar, Vaisnavism, saivism and minor religious systems, Stras., 1913), С. H. Дасгупта (S. N. Dasgupta, A history of Indian philosophy, v. 1-5, Camb., 1922-25), С. Радхакришнан ("Инд. Философия", т. 2, пер. С англ., М., 1957), С. Ч. Чаттерджи (S. Chatterjee, The fundamentals of hinduism, Calcutta, 1950) и др. Бурж. Индологи проделали значит. Работу по выявлению, публикации и переводу источников И., анализу мн. Его аспектов, определению хронологич. Рамок его развития и т.
Д. Однако они, как правило, исходят из предпосылки, что И. Представляет собой весь образ жизни инд. Народа, его основу. Одни (М. Мюллер, П. Дёйсен, С. Ч. Чаттерджи и др.) провозглашают религ. Мистицизм И. Высшим достижением инд. Народа и его гл. Вкладом в мировую культуру. Его усвоение всем миром поможет якобы спасти совр. Западную цивилизацию от того кризиса, в к-ром она оказалась из-за своего "материального" "прагматич." характера. Другие же (М. Моньер-Уильямс, Г. Оль-денберг, А. Гоф) считают, что И. Делает инд. Народ пассивно-созерцательным, игнорирующим вследствие этого практич. Запросы реальной мирской жизни, но вместе с тем они подчеркивают, что из такого состояния индусов может пробудить только усвоение "динамич. Духа зап. Цивилизации".
Нек-рые совр. Индологи (Рену, Даниелу, Ж. Филлиоза и др.) пытаются проводить исследование И. С "нейтральной" позиции "чистой фактологии", руководствуясь неопозитивистской методологией. В последнее время все большее значение приобретают работы марксистских исследователей. В. Рубена (ГДР) (W. Ruben, Geschichte der indischen Philosophie, В., 1954). В Индии Ш. А. Данге ("Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельч. Строя", пер. С англ., М., 1950). С марксистских позиций пытаются исследовать И. Инд. Ученые. Д. Д. Косамби (An introduction to the study of Indian history, Bombay, 1956), Д. П. Чаттопадхьяя ("Локаята даршана. История инд. Материализма", пер. С англ., М., 1961), К. Дамодарана ("Дух Индии", Эрнакулам, 1957, на яз. Малаялам) и др.
В Сов. Союзе И. И его отд. Аспекты получили освещение в работах М. А. Рейснера ("Идеологии Востока", М.-Л., 1927), А. П. Баранникова (предисловие к пер. "Рамаяны", М.-Л., 1948), М. И. Тубянского ("Индуизм, религия и общество в совр. Индии", в сб. Избр. Труды рус. Индологов-филологов, М., 1962), А. М. Дьякова ("Нац. Вопрос и англ. Империализм в Индии", М., 1948), В. Е. Краснодембского ("Индуизм", в сб. Ежегодник музея истории религии и атеизма, (т.) 1, М.-Л., 1957), Г. Ф. Ильина ("Религии древней Индии", М., 1959) и др. Большую работу по изучению И. Проделал Б. Л. Смирнов во вступит. Статьях и комментариях к своему переводу "Махабхараты".Лит. (кроме указ. В ст.). Барт А., Религии Индии, пер. С франц., М., 1897. Шантеппи-де-ля Соссей П. Д., Иллюстрированная история религии, пер.
С нем., т. 1, М., 1899. Farquhar J. N., An outline of the religious literature of India, L. - N. Y. - Oxf., 1920. Catalogue of books on philosophy and religion. Hinduism, Jainism. Etc., Bombay, (1955).H. П. Аникеев. Москва..
Дополнительный поиск Индуизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Индуизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индуизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 7 символа