Исмаилиты

94

Приверженцы крайней шиитской мусульм. Секты (см. Шиизм), возникшей в сер. 8 в. В Багдадском халифате.Шестой шиитский имам Джафар ас-Садик (ум. 765) лишил своего старшего сына Исмаила права наследования имамата и назначил своим преемником четвертого сына - Муса Казима, но часть шиитов продолжала считать Исмаила законным наследником имамата. За нею и удержалось имя И. (хотя Исмаил умер раньше отца, после смерти к-рого И. Признали седьмым имамом сына Исмаила, Мухаммеда).Причиной появления исмаилизма был рост клас. Противоречий в странах Халифата, охваченных в 8-9 вв. Нар. Восстаниями. Секта И. Выражала настроения той части шиитов, к-рая ожидала социального переворота, отвечавшего чаяниям нар. Масс. Осн. Масса И. Состояла из крестьян и бедуинов.

Л. Массиньон (Франция), Ф. Хитти (США) и др. Указывают также на связь И. С гор. Ремесл. Корпорациями, а в 10 в. С филос. Кружком "Ихван ас-сафа" ("Братья чистоты") в Басре.Видимо, уже в нач. 9 в. И. Разделились на две подсекты. Одна из них, признававшая "скрытых имамов" (потомков сына Исмаила, к-рые скрывались в разных странах от преследований Аббасидов и имена и местопребывание их оставались неизвестными для рядовых И.), позднее получила имя фатимидских И. Другая ветвь, сабийа ("семиричники"), позже получившая имя карматов, считала, что имамов, как и гл. Пророков, должно быть всего семь. Поэтому после Мухаммеда ибн Исмаила не должно быть больше имамов, остается лишь ожидать появления седьмого пророка (Махди), к-рый будет предтечей "дня Воскресения" ("страшного суда").

Обе подсекты верили, что Махди, согласно хадису (преданию), "наполнит землю правдой и справедливостью, подобно тому как она теперь наполнена несправедливостью и насилием". Раскол в среде И. Не был окончательным, и обе подсекты принимали участие в одних и тех же нар. Восстаниях. В нач. 10 в. В Сирии появился некто Убейдаллах, выдававший себя за "скрытого имама" и объявивший себя Махди. После неудачи восстания в Сирии он бежал в Сев. Африку (902), где, воспользовавшись восстанием берберов, основал исмаилитский халифат (см. Фатимидов халифат). Радикальные карматы не признавали фатимидских халифов за имамов и не одобряли их политич. Линии. С 10 в. Разделение И. На две подсекты стало окончательным.Обе ветви И. Создали крепкую разветвленную орг-цию с иерархией степеней посвящения.

Идеологич. Система И. Состояла из двух резко различных доктрин. "внешней" (захир), экзотерич. Доктрины, т. Е. Общедоступного учения, к-рое только и знала масса низших, рядовых членов секты, и "внутренней" (батин. Отсюда прозвание И. - батиниты), эзотерической, к-рую открывали членам секты высших степеней, для к-рых предписания "внешней" доктрины были необязательны. Первая доктрина мало чем отличалась от умеренного шиизма (признавалась обязательность большинства обрядов и правовых постановлений шариата). "Внутренняя" доктрина состояла из двух частей. 1) тавиль -аллегорич. Истолкование Корана и "внешней" доктрины. 2) хакаик - общая система философии и знаний в соединении с теологией. Она эклектична. Философия основана гл. Обр.

На неоплатонизме (не непосредственно на соч. Плотина и Порфирия, а на поздних версиях их, прошедших уже христ. Или иудейскую обработку). Натурфилософия И., напротив, основана на рационалистич. Философии Аристотеля. В теологии И. Смешаны элементы учения Платона, неоплатонизма, христианства, гностицизма. По учению И., всевышний бог - "Единый" (Ахад), неопределим и непознаваем для людей. Общение с ним для людей и молитва ему невозможны. Он не создал мира непосредственно, но единым актом воли произвел творч. Субстанцию - мировой разум (акль аль-кулль). Последний обладает всеми атрибутами божества, прежде всего - знанием. Молиться следует ему. Он произвел вторую, низшую эманацию - мировую душу (нафс аль-кулль). Она, будучи несовершенной, стремится достигнуть совершенства, выделяя из себя новые эманации.

Она произвела первичную материю (хаийула). Последняя произвела землю, планеты, живые твари. Но первичная материя пассивна и лишена творч. Начала, поэтому она могла создавать только такие формы, идеи или прообразы к-рых существуют в мировом разуме. В чувственном мире отражением мирового разума является совершенный человек, именно пророк - натик ("говорящий"), отражением же мировой души является комментатор учения натика - самит ("молчащий", т. Е. Не говорящий от себя), иначе асас (букв. "базис"). Так, Моисей, Иисус и Мухаммед - натики, а Аарон, апостол Петр, Али - соответственно их асасы. "Спасение", утверждают И., есть достижение совершенного знания, аллегория его - рай. Ад есть аллегория неведения. История человечества состоит из циклов, каждый из к-рых отмечен появлением нового натика, за к-рым следовали имамы.

Учение И. Гласит, что наступит конец мира, когда избранная часть человечества, т. Е. И., при посредстве натиков, асасов и имамов достигнет совершенного знания, и мир вернется к своему источнику - мировому разуму. Пока это не достигнуто, "избранных", т. Е. И., ожидает перевоплощение душ. Все остальные люди - простые фантомы небытия, обреченные на уничтожение.В 11 в. Влияние И. Было сильно и за пределами Фатимидского халифата, в частности в Иране, Йемене и Сев.-Зап. Индии. В 1-й четверти 11 в. От И. Откололась секта друзов. Ок. 1078 фатимидские И. Раскололись на низаритов и мусталитов, по имени двух сыновей Фатимидского имама-халифа Мустансира (1036-1094) - Низара и Мустали, претендовавших на преемство отцу. Мусталиты победили в Египте и Сирии.

Низариты, признававшие "скрытых" имамов из потомков Низара, убитого по приказу брата, преобладали в Иране и Индии. В Иране низариты внесли в доктрину и организацию И. Новые элементы, и их учение получило имя "нового призыва". Опираясь на крестьян и ремесленников, низариты захватили ряд крепостей и замков и создали свое гос-во (см. Исмаилитов государство).Низариты составляют теперь подавляющее большинство среди И. Точная численность их неизвестна. Данные, приводившиеся в разное время руководителями секты, противоречивы и явно преувеличены (10, 15, даже 20 млн. Чел.). Низариты проживают в 22 странах Азии и Африки, в т. Ч. В Иране, Ираке, ОАР, Сирии, Афганистане, СССР (Горно-Бадахшанская авт. Обл.), КНР (Синьцзян), Бирме, странах Вост.

Африки. Однако гл. Центром их стала Индия, куда в 1841 переселился из Ирана их 45-й имам Ага-хан. После раздела Индии в 1947 важнейшим центром низаритов стал Пакистан. При Ага-хане III (1885-1957) к руководству И. Пришла крупная буржуазия из инд. Торг. Касты ходжа. Ее интересы выражает и нынешний имам Ага-хан IV Карим, к-рый сам является крупным предпринимателем, имеет деловые интересы во мн. Странах и связан с англ. И амер. Монополиями. Все низариты обязаны платить ему дань. Низаритские орг-ции в разных странах ведут интенсивную пропаганду исмаилизма, бурж. Модернизма в исламе и панисламизма.Мусталиты в наст. Время по разным оценкам насчитывают от 300 до 500 т. Ч. Между 11 и 16 вв. Часть мусталитов эмигрировала из Йемена и Египта в Зап.

Индию, гл. Обр. Гуджарат. Там же мусталитские миссионеры обратили в исмаилизм мн. Выходцев из индусских торг.-ростовщических каст. Т. О. Возникла в Гуджарате община "бохра", или "бохара", превратившаяся со временем в торг. Касту. На рубеже 18-19 вв. Началось расселение "бохра" из Гуджарата по всей Индии и за ее пределы в страны Вост. Африки, Аравии, Юго-Вост. Азии. В кон. 19 - нач. 20 вв. Верхушка буржуазии "бохра" заняла господств. Положение также среди мусталитов.Организация и доктрина И. В раннем периоде (до 11 в.) далеко еще не вполне выяснены. Европ. Исследователи И. До 1-й четв. 20 в. Основывались почти исключительно на тех (часто предвзятых и неточных) известиях об И., какие исходили от ср.-век. Суннитских теологов и ересиологов (авторов трудов о "ересях"), т.

Е. От противников И. Многие установившиеся среди исламоведов мнения об И. Теперь пересмотрены в свете вновь изд. Подлинных текстов и новых исследований Б. Льюиса (Англия), Л. Массиньона (Франция) и В. А. Иванова (Иран). Труды последнего внесли новое в изучение И., но значение этих трудов сильно снижается ясно выраженной происмаилитской апологетической тенденцией.Лит. Бертельс А. E., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959, гл. 2-3. Беляев Е. A., Мусульманское сектантство, М., 1957, стр. 47-80. Левин С. Ф., Орг-ция исмаилитской буржуазии в Пакистане, "КСИНА", т. 71, М., 1964. Massignon L., Karmaten, "Enzyklopaedie des Islam", Bd 2, Leiden - Lpz., 1927. Al-Hamdani Husain P., The history of the Isma'ili Da'wat and its literature during the last phase of the Fatimid empire, "Journal of The Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland", 1932, pt 1.

Lewis B., The origins of isma'ilism. A study of the historical background of the Fatimid caliphate, Camb., (1940). Ivanow W., Ismaili tradition concerning the rise of the Fatimids, L.-N. Y., 1942. Его же, Studies in early Persian ismailism, Cairo, 1948. Его же, Brief survey of the evolution of ismailism, Leiden - (Bombay), 1952. Его же, Ismaili literatur. A bibliographical survey, L., 1933, 2 ed., Tehran, 1963. Hollister I. N., The Shi'a of India, L., 1953. Hodgson M., The Order of Assasins, 'sGravenhage, 1955. См. Также лит. При статьях Ислам и Исмаилитов государство.И. П. Петрушевский. Ленинград.-***-***-***-Государство Исмаилитов .

Значения в других словарях
Исмаилиты

приверженцы мусульманской шиитской секты (см. Шиизм), возникшей в Халифате в середине 8 в. И названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), сына которого они, в отличие от других шиитов-исмаилитов, считали законным седьмым имамом. В условиях роста классовых противоречий в Халифате секта И. Выражала настроения той части шиитов, которая ожидала социального переворота, отвечавшего чаяниям народных масс. В 9 в. И. Разделились на две подсекты, одна из которых приз..

Исмаилиты

ИСМАИЛИТЫ - приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в 8 в. И названной по имени Исмаила (старшего сына 6-го шиитского имама), сына которого исмаилиты, в отличие от других шиитов, считали законным 7-м имамом.. ..

Исмаилиты

Мусульманская секта, ветвь шиитов (см.), верующая, что имамы (непогрешимые "папы-императоры") должны быть из наследников Алия, зятя пророка. У шестого имама, Джафара Садыка, старшим сыном был Исмаил, младшим — Муса. За пьянство отец не признал прав Исмаила и назначил имамом Мусу, но часть шиитов, считая все поступки имама безгрешными, осталась при Исмаиле и по смерти Джафара (765) образовала особую ветвь — И. Потомки Исмаила, боясь аббасидских преследований, удалились в Хорасан и Кандахар, но се..

Исмаилиты

(араб. "аль-исма'илийа"), одна из ветвей шиитского ислама, приверженцы которой верят, что лишь потомки шестого имама Джафара ас-Садика (ум. 765) и его сына Исмаила унаследовали имамат. Поскольку исмаилиты ограничивают количество имамов числом семь, их называют также "семеричниками". Большинство шиитов полагают, что Исмаил был недостоин служить имамом, но исмаилиты возражают, что непогрешимый имам, поставленный самим Богом, не может лишиться своего статуса из-за какого-либо проступка (например, у..

Исмаилиты

Тоже, что ассасины.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Исмаилиты

Приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в 8 в. И названной по имени Исмаила (старшего сына 6-го шиитского имама), сына которого исмаилиты, в отличие от других шиитов, считали законным 7-м имамом.. ..

Исмаилиты

— приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в середине VIII в. И названной по имени Исмаила, старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка, которого они, в отличие от древних шиитов, считали законным седьмым имамом. В сложной религиозно-философской системе И. Заметно влияние неоплатонизма, неопифагореизма, христианского гностицизма и др. Учение И. Носило оппозиционный характер в отношении ортодоксального ислама.. ..

Исмаил-паша

(31.XII.1830 - 2.III.1895) - правитель Египта (1863-79). Сын Ибрахима-паши, внук Мухаммеда-Али. С 1858 - главнокоманд. Егип. Армией. В 1867 получил от тур. Султана титул хедива. Добился широкой внутр. Автономии Египта в составе Османской империи. Поощрял развитие ирригации, пром-сти, культуры. Для реализации своих планов брал кабальные займы в европ. Банках. В 1875 продал Англии принадлежавшие ему 44% акций Суэцкого канала. Попытка И.-п. В 1879 избавиться от контроля европ. Держав и отставка "ев..

Исмаилитов Государство

Гос-во, созданное исмаилитами в 1090, с центром в Аламуте (Иран). Терр И. Г. Включала ряд местностей, крепостей и замков в Иране и Сирии (чересполосно). Возникло в результате движения ремесленников, гор. Бедноты и крестьян, направленного против власти сельджуков и феод. Эксплуатации. Специфич. Формой борьбы исмаилитов, наряду с пропагандой и восстаниями, был политич. Террор - убийства представителей феод. Знати. Убийства осуществляли специально подготовленные "федаи". Религ. Оболочкой движения б..

Исократ

(Isokratns) (436-338 до н.э.) - др.-греч. Публицист, автор многочисл. Речей и трактатов, главные из к-рых. "Панегирик", "Платейская речь", "Филипп", "Архидам", "Ареопагитик", "О мире". Ученик софистов. Выражал политич. Идеал зажиточных слоев афин. Общества, заинтересованных в укреплении своего экономич. Положения и политич. Позиций, расшатанных движением свободных бедняков и рабов. Противник рабовладельч. Демократии, И. В последний период своей деятельности в борьбе с демократич. Партией искал п..

Испания

(España) - гос-во в Зап. Европе, расположено на Пиренейском п-ове. Включает Балеарские (в Средиземном м.) и Канарские (в Атлантическом ок.) о-ва. Площ. 503,5 тыс. Км 2. Нас. 30,7 млн. Чел. (1962, оценка), св. 2/3 - испанцы, остальные - каталонцы, галисийцы, баски. Столица - г. Мадрид. Гос. Язык - испанский. Гос. Религия - католицизм.Законом о наследовании поста главы гос-ва (1947) И. Объявлена монархией, однако монархич. Форма правления, как указывает закон, будет установлена после смерти или от..

Исмаилиты

Представители одной из шиитских сект. Они, как и иснаашариты, признают всех имамов до Джафара ас-Садика. Однако после него, возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара - Исмаилу, которого тот, по их мнению, прямо и недвусмысленно назначил имамом. Однако Исмаил умер раньше своего отца. После смерти Исмаила же имамат, согласно их вере, перешел к его сыну Мухаммаду Мактуму, который стал первым «сокрытым» имамом исмаилитов, которые верят, что имамы могут скрываться и при этом подч..

Дополнительный поиск Исмаилиты Исмаилиты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исмаилиты" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исмаилиты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа