Крепостная Интеллигенция

98

Появилась в России во 2-й пол. 18 в. Из среды крепостного крестьянства, гл. Обр. Дворовых. Использовалась для удовлетворения хоз., адм. И культурных потребностей помещичьих х-в. К. И. Вместе с тем внесла большой вклад в развитие демократич. Направления рус. Нац. Культуры. Отд. Выходцы из кабальных крестьян, холопов и крепостных известны в рус. Культуре 17 и 1-й пол. 18 вв. (зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, В. И. Белозеров). Со 2-й пол. 18 в. Крепостные широко использовались как управители имений, канцеляристы ("ходатаи по делам"), врачи, учителя, а также художники различных специальностей. Архитекторы, живописцы, мастера прикладного искусства, деятели театра и музыки. Характерными центрами сосредоточения и деятельности К. И. Были подмосковные усадьбы Н.

П. Шереметева, Н. Б. Юсупова - Кусково, Останкино и Архангельское (ныне музеи).Несмотря на то, что получение образования для крепостных было крайне затруднено, нек-рые из них достигали высокого уровня профессион. Подготовки в результате частного ученичества или в качестве сверхштатных учеников Академии художеств или ун-тов (в последнем случае крепостной, оканчивающий курс, забирался помещиком из учебного заведения накануне выпускных экзаменов, т. К. Диплом давал право на освобождение от крепостной зависимости).К. И. Внесла значит. Вклад в развитие различных областей культуры. В архитектуре - А. Н. Воронихин, его помощник И. Колодин, Т. Простаков, получивший свободу в глубокой старости, академик и проф. Архитектуры И. Семенов (крепостной А.

А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. 19 в.), И. И. Свиязев - преподаватель Горного ин-та и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. 19 в.). В живописи - Ф. С. Рокотов, M. Шибанов, E. Камеженков (после освобождения - академик), И. П. Аргунов (умер крепостным), Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, Г. В. Сорока (освобожден по реформе 1861), Т. Г. Шевченко, П. М. Шмельков. Крупными представителями рус. Муз. Культуры 18 - нач. 19 вв. Были крепостные. Композитор М. А. Матинский, композитор и скрипач И. Е. Хандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С. А. Дегтярев, композитор А. Л. Гурилев, хормейстер Г. Я. Ломакин. В области лит-ры, кроме Шевченко, были известны в 1-й пол. 19 в. И. С. Сибиряков, И. И. Варакин, С. Н. Олейничук, Ф.

Н. Слепушкин, Е. И. Алипанов. Выходцами из крепостной среды были прогрессивные писатели 60-70-х гг. А. Кирпшциков и Ф. Д. Нефедов. Особенно значительна роль К. И. В развитии рус. Театральной культуры 18-19 вв. Крупнейшими актерами крепостной сцены были П. И. Ковалева (по сцене Жемчугова), Т. В. Шлыкова (по сцене Гранатова), Мочалов-старший (отец великого трагич. Актера), М. С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценич. Деятельности. Целые театр. Коллективы из крепостных работали в столицах. В 70-80-х гг. 18 в. Театр Шереметева в Кусково, а в 90-х гг. В Останкино по своему художеств. Уровню не уступал лучшим профессион. Театрам Москвы и Петербурга. В провинции были широко известны крепостные театры Каменского в Орле, Есипова в Казани, Шаховского в Н.

Новгороде, Хорвата в с. Головчине Курской губ. Всего в кон. 18 - нач. 19 вв. Насчитывалось св. 170 крепостных театров, из них 58 в Москве, 27 в Петербурге.Из крепостных вышли видные ученые 19 в. А. Никитенко, А. Теплоухов, С. Власов, И. Голышев, изобретатели братья Черепановы. Во 2-й четв. 19 в. Начался процесс постепенного исчезновения К. И. Обучение и содержание "собственных" творческих коллективов становится экономически невыгодным, а иногда и просто невозможным. Большие культурные очаги типа Архангельского распадаются. Часть крепостных художников и музыкантов дисквалифицируется при использовании на хоз. Должностях, часть, получив свободу, сливается с демократич. Разночинной интеллигенцией. Целые крепостные оркестры и труппы приобретаются у владельцев дирекцией императорских театров, нек-рые крепостные театры в провинц.

Городах реорганизуются на коммерч. Началах.Лит. Сакулин П. Н., Крепостная интеллигенция" в кн. Великая реформа, т. 3, М., 1911. Коц Е. С., Крепостная интеллигенция, Л., 1926. Дынник Т., Крепостной театр, М.-Л., 1933. Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938. Елизарова Н. A., Театры Шереметевых, М., 1944. Познанский В., Таланты в неволе, М., 1962.В. В. Познанский. Москва..

Значения в других словарях
Крепостная интеллигенция

учёные, архитекторы, художники, актёры, композиторы и люди др. Творческих профессий из среды крепостных крестьян. Чаще всего они получали образование или возможность заниматься искусством благодаря содействию своих хозяев (как правило, из своекорыстных интересов помещиков-крепостников). К. И. Появилась в России во 2-й половине 18 в., главным образом из дворовых. Отдельные выходцы из крепостных известны в русской культуре 17 и 1-й половины 18 вв. (зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, ..

Крепи

Крепи-ан-Лаоннуа (Crépy-en-Laonnois), - город на С. Франции (в деп. Эн), где в сент. 1544 в ходе Итальянских войн 1494-1559 был заключен мирный договор между франц. Королем Франциском I и имп. "Священной Рим. Империи" Карлом V. Франциск I отказывался от притязаний на Фландрию и Артуа, а также на королевство Неаполитанское, Карл V - от притязаний на герцогство Бургундское. Франциск I и Карл V освобождали терр., захваченные ими с 1538 (города по р. Сомме, Савойю, Пьемонт). Обе стороны обязывались ..

Крепостная Зависимость

Личная зависимость крестьян в феод. Об-ве от феодалов. См. Крепостное право.. ..

Крепостное Право

Высшая степень неполной собственности феодала на работника произ-ва. Иногда в литературе под К. П. Понимается всякая форма феод. Зависимости. К. П. Находит юридич. Выражение в 1) прикреплении крестьянина к земле. 2) праве феодала отчуждать крестьян без земли. 3) крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьянина (право феодала на часть наследства крестьянина и на выморочное имущество, право телесных наказаний, право первой ночи и т. П. Отсутствие у крестьян права самостоятельно приобрета..

Креси

Креси-ан-Понтьё (Crécy-en-Ponthieu), - насел. Пункт в сев.-вост. Франции (деп. Сомма), в р-не к-рого 26 авг. 1346 англ. Войска под команд, короля Эдуарда III разгромили франц. Армию короля Филиппа VI. Силы противников - от 14 до 20 т. Ч., причем французы превосходили англичан в рыцарской коннице, а осн. Силу англичан составляли лучники и спешенные рыцари. Сражение при К. Показало полную неспособность франц. Рыцарской конницы вести успешный бой против англ. Пехоты, вооруженной длинными луками, ст..

Дополнительный поиск Крепостная Интеллигенция Крепостная Интеллигенция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Крепостная Интеллигенция" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крепостная Интеллигенция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 24 символа