Маздакитское Движение
Широкое движение крестьян и гор. Бедноты, поддержанное частью мелких и ср. Землевладельцев в гос-ве Сасанидов с нач. 90-х гг. 5 в. До конца 20-х гг. 6 в. Охватило Иран, ряд областей Месопотамии и Закавказья. Возникло в условиях резкого обострения экономич. И политич. Кризиса, проявившегося в возросшем могуществе феодализирующейся аристократии и зороастрийского жречества при ослаблении царской власти, росте феод. Эксплуатации крестьянства, неудачах во внеш. Политике, усилении после ряда голодных лет процесса обнищания и разорения значит. Масс крестьянства и роста гор. Бедноты. Идеологией М. Д. Был маздакизм. Вначале М. Д. Было поддержано шахом Кавадом I, стремившимся поколебать позиции крупной аристократии и жречества и опереться на мелких и ср.
Землевладельцев (азатов), к-рые, так же как и осн. Масса иран. Общинников, выступали против старой знати. Ок. 496 аристократия и жречество свергли Кавада с целью положить конец М. Д., однако деятельность маздакитов продолжалась в ряде областей Ирана. Возвращение Кавада к власти в 499 сопровождалось избиением враждебной ему и М. Д. Знати. Сторонники М. Д. Заняли важные посты в гос-ве. Одним из первых лиц стал Маздак. Маздакиты начали осуществлять свою программу, захватывали имущество знати и передавали его нуждающимся. Дальнейшее развитие М. Д. Привело к перегруппировке политич. Сил. Значит. Часть азатов отошла от движения. С точки зрения царской власти М. Д., нанеся сильнейший удар по экономич. И политич. Могуществу аристократии, выполнило свою задачу.
В 20-е гг. 6 в. Кавад пошел на примирение с ослабленной знатью и старым жречеством. Его наследник Хосров приступил к ликвидации М. Д. В кон. 20-х гг. М. Д. Было подавлено. Слабость М. Д. Заключалась в том, что его программа достижения социальной справедливости путем возврата к общинно-родовому строю была утопичной. Тем не менее М. Д. Пошатнуло влияние владетельных родов и жречества, после чего процесс окончательной феодализации Ирана стал особенно интенсивным. Он нашел свое конкретное выражение в реформах Хосрова I Ануширвана.Источн. И лит. Book of religious and philosophical sects (by Muhammad al - Sharastáni), ed. By W. Cureton, pt 1-2, L., 1842 (рус. Пер. В сб. Восток, No2, М.-Л., 1935). Пигулевская Н. В., Маздакитское движение, "ИАН". Сер. Истории и философии, 1944, No 4.
Ее же, Города Ирана в раннем средневековье, М.-Л., 1956. Дьяконов М. М., Очерк истории др. Ирана, М., 1961, с. 304-08. Хрестоматия по истории ср. Веков, т. 1, М., 1961, с. 168-98 (рус. Пер. Ряда источников по М. Д.). Nöldeke Th., Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden. Aus der arabischen Chronik des Tabari…, Leyden, 1879. Christensen A., Le règne du roi Kawadh I et le communisme mazdakite, Kbh., 1925. Klima O., Mazdak…, Praha, 1957. Altheim F., Mazdak und Porphyrios, в кн. History of Religions, v. 3, (1963), p. 1-20.В. Г. Луконин. Ленинград..
Дополнительный поиск Маздакитское Движение
На нашем сайте Вы найдете значение "Маздакитское Движение" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маздакитское Движение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 21 символа