Масонство
(франкмасонство, от франц. Franc maçon, букв. - вольный каменщик) - религ.-нравственное движение. Возникнув в нач. 18 в. В Англии, М. Быстро распространилось в Европе и Америке. Противопоставляя себя феод. Государственности и офиц. Церкви, стремилось создать тайную всемирную орг-цию с целью мирного объединения человечества в религ. Братском союзе. Сложная многоступенчатая структура ордена, ритуальная символика заимствованы М. Y ср.-век. Цехов каменщиков-строителей (назв. "каменщики", ритуальная одежда и утварь в форме строит. Инструментов). Во 2-й пол. 18 в. В движении участвовали мн. Просветители, однако внутри ордена все более усиливалась тяга к мистике, сменившая рационалистич. Дух раннего М., росло увлечение ритуалистикой, стремление связать М.
Со ср.-век. Рыцарским и мистич. Орденами (тамплиерство, розенкрейцерство). Возникает система "строгого наблюдения" - попытка придать ордену характер боевой орг-ции реакц. Типа. Одновременно А. Вейсгаупт, создавая в Баварии орден иллюминатов, пытался превратить М. В тайную орг-цию просветительского характера. В нач. 19 в. Были попытки приспособить М. Для нужд конспиративного революц. Движения (Италия, Польша). В наст. Время М. Существует в ряде стран Зап. Европы и Америки, однако заметной обществ. Роли не играет.Наиболее достоверные данные о первых ложах в России относятся к нач. 1730-х гг. В первый период (1730-70-е гг.) М. Выступало как одна из форм организации независимой от пр-ва оппозиц. Дворянской общественности. Основой его становится деизм, отрицат.
Отношение к церк. Обрядности, морализм, проповедь просвещения и гуманности. Политич. Симпатии склоняются к конституционализму. Обрядность и вопросы ритуала не привлекают в этот период особого внимания. Внутр. Система ордена сравнительно проста и, как правило, состоит из трех степеней. Чрезвычайная неопределенность масонских идеалов позволила движению распространиться в разных обществ. Кругах - от лагеря дворянской реакции (M. M. Щербатов) до разночинной интеллигенции (В. И. Баженов, открытие в 1766 в Архангельске "купеческой" ложи Св. Екатерины). Успех М. В России следует в определенной мере связать с возросшим интересом к формам обществ. Орг-ции, свободным от правительств. Опеки.В эпоху развития антифеод. Идеологии Просвещения в России и Зап.
Европе, в годы социальных потрясений от Крест. Войны 1773-75 в России до Франц. Революции 1789-94, раскрывалась направленность М. Против философии и социологии просветителей. С др. Стороны, М. Противостояло правительств. И обществ. Реакции. Поэтому М. Подвергалось одновременно гонениям справа (правительств. Репрессии, комедии Екатерины II) и острой критике слева (А. Н. Радищев). Масоны 1770-80-х гг. Трактовали человеч. Натуру как злую, антиобщественную, а человеческое об-во - как арену всеобщей вражды. Влияние социальных условий на человека исключалось. На основании этого масоны резко отрицали необходимость социальных реформ и революции. Однако и существующая действительность подвергалась осуждению как царство зла. Ей противопоставлялись идеалы гуманности, братства людей, филантропии.
Возникла утопич. Концепция мирного - без революций и политич. Борьбы - перерождения современного несправедливого мира в будущее царство всемирного братства, справедливости, отказа от насилия и угнетения. Средством его достижения мыслилось всеобщее просвещение людей, нравственное самоочищение каждого, под эгидой тайных руководителей ордена. Двойственный характер идеалов М. Этих лет создавал, с одной стороны, иллюзорную видимость возможности противопоставления его и революции и реакции, а с другой - открывал двери обществ. Деятельности на ниве просвещения и филантропии. Это привлекло к М. Таких людей, как Н. И. Новиков. Новиков в кружке моск. Масонов 1780-х гг. Занимал особое место (отрицат. Отношение к ритуалу, акцент на практич.
Обществ. Деятельности). В руководство моск. Кружком входили также. И. Г. Шварц, А. М. Кутузов, И. В. Лопухин, С. И. Гамалея и др. В годы, непосредственно предшествовавшие франц. Революции 1789-94, масоны для предотвращения близких социальных катастроф наряду с постепенными путями уничтожения обществ. Зла (просвещение) начинают искать быстродействующие средства. Росло стремление реализовать масонскую утопию средствами мгновенного мистич. Перерождения людей, разрешить конфликт бедности и богатства путем алхимич. Опытов. Возник интерес к таинственным "высшим" степеням, "сокровенным наукам", в рус. М. Появились розенкрейцерство, тамплиерство и др.В самом М. Начала все более резко сказываться дифференциация. Для определенных групп масонов утопич.
Идеалы отходили на второй план, превращаясь в чисто словесное прикрытие примирения с помещичьей действительностью. Другие, группировавшиеся вокруг Новикова, стремились к расширению обществ.-просветительной деятельности. Третьи - это относится к наиболее молодым членам кружка моск. Мартинистов 1780-х гг., например А. А. Петрову и Н. М. Карамзину, - вообще разочаровывались в М. И порывали с ним. Напуганное революц. Движением в Европе и крест. Волнениями в России, пр-во Екатерины II развернуло борьбу против революц. Мысли (Радищев), а затем и против самостоят. Обществ. Организованности всех видов. М. В России было запрещено. Гонения прекратились при Павле I, стремившемся к возрождению различных форм ср.-век. Иерархических орг-ций, к-рые должны были служить подножием безграничной имп.
Власти. Однако сколь-либо значит. Оживления масонского движения в обстановке всеобщей подозрительности и террора тех лет не произошло.Третий период в развитии М. Начался одновременно с общим подъемом общественного движения в нач. 19 в. Пр-во Александра I разрешило деятельность масонских лож, видимо, опасаясь существования неконтролируемых тайных орг-ций и стремясь поставить их под надзор и даже использовать в своих интересах. Однако надежды пр-ва не оправдались. Скоро начали возникать конспиративные ложи "высших степеней", а само М. Оказалось тесно связанным с ранними декабристскими орг-циями. Однако вопрос об отношении декабризма к М. Сложен. Ни стирание грани между масонами и декабристами (Т. Соколовская, журналистка нач.
20 в.), ни отождествление М. 1810-20-х гг. С мистикой и реакцией не раскрывают сущности дела. Прогрессивная дореволюц. Наука (А. Н. Пыпин, В. И. Семевский) и сов. Историки (H. M. Дружинин, А. Н. Шебунин, М. В. Нечкина, В. Г. Базанов, В. В. Пугачев и др.) объясняют связи раннего декабризма с М. Интересом к формам тайной обществ. Орг-ций. Резко отрицат. Отношение масонов к насилию и политич. Борьбе обусловило дальнейшие расхождения. Однако определенная группа декабристов, причем весьма активных (П. И. Пестель, М. Ф. Орлов, Ф. Н. Глинка, Н. И. Тургенев, М. А. Дмитриев-Мамонов, А. Н. Муравьев и др.), сохраняла до нач. 1820-х гг. Интерес к М. (особенно к высшим степеням). Это объяснялось повышенным вниманием декабристов к проблемам тактики, к опыту создания конспиративных групп, заговоров.
По мере разочарования в тактике заговора и перехода к идее воен. Революции декабристы окончательно обрывали связи с М. Однако запрещение М. Пр-вом в 1822 декабристы встретили с осуждением. Правительств. Запрет, с одной стороны, и окончат. Разрыв с передовой общественностью - с другой, ликвидировали М. Как обществ. Движение. В дальнейшем в истории рус. Мысли М. Заметной роли не играло, хотя делались неоднократные попытки возродить его.Лит. Пыпин А. Н., Рус. Масонство. XVIII и 1-й четв. XIX в., П., 1916. Вернадский Г. В., Рус. Масонство в царствование Екатерины II, П., 1917. Пекарский П. П., Дополнение к истории масонства в России XVIII ст., СПБ, 1869. Ешевский С. В., Соч., т. 3, М., 1870. Его же, Соч. По рус. Истории, М., 1900. Масонство в его прошлом и настоящем, т.
1-2, М., 1914 -15. Пиксанов Н. К., Масон. Лит-ра, в кн. История рус. Лит-ры, т. 4, ч. 2, М.-Л., 1947. Семевский В. И., Декабристы-масоны, "Минувшие годы", 1908, No 2, 3, 5-6. Плеханов Г. В., История рус. Обществ. Мысли, Соч., т. 22. Дружинин Н. М., Масонские знаки декабриста П. И. Пестеля, в кн. Музей Революции Союза ССР, сб. 2, М., 1929. Базанов В. Г., Вольное общество любителей российской словесности, Петрозаводск, 1949. Плимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "ВФ", 1957, No 2. Лотман Ю. M., M. А. Дмитриев-Мамонов - поэт, публицист и обществ. Деятель, "Уч. Зап. Тартуского гос. Ун-та", 1959, в. 78. Его же, Сочувственник А. Н. Радищева А. М. Кутузов и его письма к И. П. Тургеневу (вступ. Ст. К "Письмам А. М. Кутузова...."), там же, 1963, в. 139. Gould P., History of Freemasonry, v.
1-6, L., 1884-87. Findel J., Geschichte der Freimaurerei, Bd 1, Lpz., 1861.Ю. M. Лотман. Тарту..
Дополнительный поиск Масонство
На нашем сайте Вы найдете значение "Масонство" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Масонство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 9 символа