Мейер, Персоналия
(Meyer), Эдуард (25.1.1855 - 31.VIII.1930) - нем. Историк древности. Проф. Древней истории в Лейпциге (с 1884), Бреславле (с 1885), Галле (с 1889), Берлине (1902-23). М. Всесторонне владел сложным материалом источников (археол., эпиграфич., литературных, нумизматич. И др.), что позволило ему создать ряд значит. Исследований по истории Др. Востока, Греции и Рима. В своем осн. Труде - пятитомной "Истории древности" ("Geschichte des Altertums", Bd 1-5, Stuttg., 1884-1902, 3 Aufl., 1910-39) M. Попытался дать стройную схему всемирной истории древности, начиная с возникновения др.-вост. Цивилизаций и кончая 355 до н. Э. (временем крушения господства греков в Сицилии). По широте охвата материала, стройности и яркости изложения этот труд является вершиной развития бурж.
Историографии античности кон. 19 - нач. 20 вв. Осн. Мысли этой работы сводятся к следующему. История человеческих цивилизаций находится в постоянном взаимодействии (отсюда вытекает необходимость синхронного изложения фактов), смешение культур приводит к созданию больших гос-в. М. Вводит понятие "культурный комплекс" как результат взаимодействия материальной и духовной культуры народов. Он считает, что отд. Народы обладают особой духовной организацией, способной создать более высокую духовную культуру. История Китая и Индии не включается автором в круг истории "культурных" народов, поскольку, по его мнению, их взаимодействие с европ. Народами началось поздно (с эпохи эллинизма). Т. О., "культурный комплекс" объединяет лишь страны Средиземноморья (т.
Н. "классический Восток" и античность).Несмотря на значит. Интерес к экономич. И социальной истории, М. В основу своего изложения кладет политич. События и историю государственности, т. К. Форма гос-ва, с его точки зрения, определяет судьбы народа. Политич. События лежат и в основе периодизации древней истории, данной М. Особое значение он придает переселениям народов, как важному фактору ист. Развития (напр., завоеванию Египта гиксосами, Вавилона - касситами, переселению племен в 12 в. До н. Э.). Вся история древности излагается М. С позиций теории цикличности, осн. Положения к-рой наиболее отчетливо сформулированы М. В докладах "Экономич. Развитие др. Мира" ("Die wirtschaftliche Entwicklung des Altertums", Jena, 1895, рус. Пер.- СПБ, 1898) и "Рабство в древности" ("Die Sklaverei im Altertum", Dresd., 1898, рус.
Пер.-СПБ, 1899) во время полемики с автором "ойкосной" теории К. Бюхером. Гомеровская Греция определяется М. Как "греч. Средневековье", классич. И эллинистич. - как период капитализма, а историей Рима завершается капиталистич. Развитие в древности. В этих докладах М. Преувеличивал роль наемного труда в древности, стирая грань между положением свободных тружеников и рабов. Исходя из позиций циклизма, М. Отрицал поступательный ход ист. Развития, утверждая, что высшей ступенью развития общества является капитализм, падение к-рого приводит якобы к гибели культуры. В своей работе "К теории и методике истории" ("Zur Theorie und Methodik der Geschichte", Halle, 1902, рус. Пер., M., 1904) M. Высказывает мысль, что задачей историка является всестороннее освещение частного (индивидуального), а не общих закономерностей ист.
Процесса. Т. О., несмотря на то, что труды М. Вводят в обращение огромный мат-л и имеют большое науч. Значение в области частных исследований, общая схема М., оказавшая значит. Влияние на совр. Ему историографию (в т. Ч. И на русскую - М. М. Хвостов, М. И. Ростовцев, Р. Ю. Виппер), является реакционной. Ее осн. Пороки - отрицание ист. Прогресса, модернизация, гиперкритицизм, элементы расизма.Соч. (кроме указ. В статье). Geschichte von Troas, Lpz., 1877. Geschichte des Königreichs Pontos, Lpz., 1879. Geschichte des alten Aegyptens, В., 1887. Untersuchungen zur Geschichte der Gracchen, Halle, 1894. Die Entstehung des Judenthums, Halle, 1896. Forschungen zur alten Geschichte, Bd 1-2, Halle, 1892-99. Aegyptische Chronologie, В., 1904. Kleine Schriften zur Geschichtstheorie und zur wirtschaftlichen und politischen Geschichte des Altertums, Halle, 1910.
Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 3 Aufl., Stuttg., 1922. Ursprung und Anfänge des Christentums, Bd 1-3, Stuttg., 1921-23.Лит. Протасова С. И., История др. Мира в построении Эд. Мейера, "ВДИ", 1938, No 3. Wilcken U., Jaeger W., E. Meyer zum Gedächtnis, Stuttg., 1931. Marohl H., E. Meyer. Bibliographie, (В.), 1941..
Дополнительный поиск Мейер, Персоналия
На нашем сайте Вы найдете значение "Мейер, Персоналия" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мейер, Персоналия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 17 символа