Наскальные Изображения
(петроглифы, писаницы) - древние рисунки на стенах пещер, на открытых скальных поверхностях и на отдельных камнях. Известны во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Палеолитич. Н. И. Представлены в пещерах и гротах Юж. Франции (Комбарель, Монтеспан, Ласко и др.), Сев. Испании (Альтамира, Кастильо и др.) и др. Характерны фигуры животных, гл. Объектов охоты. Бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников. Медведя, пещерного льва. Встречаются изображения людей. На терр. СССР палеолитич. Н. И. Открыты в Каповой пещере на Урале, на скалах у д. Шишкино на р. Лене, геометрич. Начертания в гротах Мгвимеви на Кавказе. Большинство исследователей признает магическое значение этих изображений. Стиль и техника Н.
И. Прошли длит. Эволюцию от контурного рисунка, процарапанного или обведенного одной красочной линией, до барельефа и полихромной росписи (применялись минеральные краски). В кон. Палеолита, мезолите и особенно в эпоху неолита Н. И. Получили более широкое распространение. Центр. Темой их становится деятельность человеческих коллективов. В росписях Вост. Испании, Юж. Италии, Сев. Африки (Тассили), Центр. И Вост. Сахары, Юж. Африки гл. Место занимают сложные композиции охоты, войны, обрядовых действий и др. На терр. СССР к тому же кругу памятников относятся памятники Зараут-сая. Особую группу составляют своеобразные Н. И. Неолитич. Охотничье-рыболовческих племен С. (в Сев. Скандинавии, в Карелии и Вост. Сибири). На поверхности гранитных скал выбиты или нарисованы охрой динамич.
Сцены охоты, изображения мифологич. Значения и др. Дальнейшее развитие и распространение Н. И. Получили в эпохи бронзы и особенно раннего железа. Н. И. Этого времени встречаются во многих странах мира. В СССР они известны на С. Европ. Части, в Сибири, Туве, на Кавказе и в Крыму, на Дальнем Востоке и Ср. Азии. Иногда сотни и тысячи рис., часто относящихся к различным эпохам, сплошь покрывали скалы. Нередко древние изображения перекрыты более новыми (напр., Кобыстан в Азерб. ССР, Писанная гора в Хакассии, Кобдо-Сомон в Монголии и др.). Среди Н. И. Этого времени, помимо изображений диких животных, сцен охоты, магич. Знаков и др. Характерных и для рис. Предшествующих эпох встречаются изображения домашних животных, жилищ и целых поселений, религ.
Обрядов, лодок с гребцами, обработки земли мотыгами, сцены сражений и грабительских набегов и мн. Др. Н. И. В художеств. Форме отражали хоз. И духовную жизнь людей соответств. Эпох. Они имеют большое значение как ист. Источник.Лит. Бадер О. Н., Открытие палеолитической пещерной живописи на Урале, Ист.-археол. Сб. МГУ, 1962. Гущин А. С., Происхождение искусства, М.-Л., 1937. Лот A., В поисках фресок Тассили, пер. С франц., М., 1962. Окладников А. П., Шишкинские писаницы, Иркутск, 1959. Равдоникас В. И., Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря, ч. 1-2, М.-Л., 1936-38. Чернецов В. Н., Наскальные изображения Урала, М., 1964 (в серии "Археология СССР"). Bandi H.-G., Maringer J., Kunst der Eiszeit. Levantekunst. Arktische Kunst, Basel, 1955.
Breuil (Abbé H.), Quatre cents siècles d'art pariétal, P., 1952. Graziosi P., Die Kunst der Altsteinzeit, Stuttg., 1956.З. А. Абрамова. Ленинград..
Дополнительный поиск Наскальные Изображения
На нашем сайте Вы найдете значение "Наскальные Изображения" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наскальные Изображения, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 22 символа