Никольский
1.Владимир Капитонович (8.IX.1894 - 17.X.1953) - сов. Историк. Окончил МГУ в 1916. Преподавал в ряде высших уч. Заведений, в т. Ч. В МГУ (в 1921-30 - доцент, в 1930-46 - проф.). Н. Опубликовал 4 работы по истории России 17 в. Начав в 20-х гг. Одним из первых в рус. И сов. Науке исследование истории первобытного общества, Н. Разработал с позиций марксизма-ленинизма ряд проблем родоплеменного строя. Большое место в исследованиях Н. Занимают проблемы происхождения религии.Соч. "Боярская попытка", 1681 г., "Ист. Известия", М., 1917, No 2. Очерк первобытной культуры, 4 изд., М., 1928. Является ли магия религией?, "Воинствующий атеист", 1931, No 12. Происхождение религии, 2 изд., М., 1949. История первобытного общества, М., 1948.Б. И. Шаревская.
Москва.2.Михаил Васильевич (1848 - 2(15).VII.1917) - рус. Историк, основоположник рус. Ассириологии, семитолог, шумеролог и урартолог. Д-р всеобщей истории (с 1908). В 1887 организовал Вост. Комиссию при Имп. Моск. Археологич. Об-ве и принимал активное участие в ее научно-исследоват. Работе. В 1893 возглавил, совместно с А. А. Ивановским, археологич. Экспедицию в Закавказье, во время к-рой снял точные копии большого количества урартских надписей 8-7 вв. До н. Э. Н. Выступал противником поверхностных приемов археологич. Изысканий, указывал на необходимость точных и систематич. Исследований цельных комплексов древних памятников. Призывал к созданию Междунар. Комиссии для упорядочения изучения древностей Месопотамия и Палестины. Образцовое издание Н.
Шумерских док-тов хоз. Отчетности 3-го тыс. До н. Э. (ок. 900 глиняных таблеток из Лагаша, Уммы и др.) создало прочный базис для изучения экономики и социальных отношений древнего Двуречья. Н. Считал основных производителей Шумера крепостными, а для времен III династии Ура (датируемой теперь 22-21 вв. До н. Э.) постулировал даже преобладание наемного труда. В то же время Н. Говорил и о наличии там эксплуатации рабов. Считал, что верховными обладателями обрабатываемой земли в Шумере признавались властители (или властительницы) воображаемые (напр., богиня Бау) или реальные (цари, вельможи). Прослеживая элементы денежного х-ва в древнем Двуречье, H. Не разделял точки зрения Э. Майера и его школы, преувеличивавших роль товарного х-ва в гос-вах Древнего Востока.
Н. Впервые сопоставил шумерскую клинопись с древнейшими пиктограммами (на основании изучения 2 таблеток коллекция Блау, подлинность к-рых ему удалось доказать) и т. О. Положил начало изучению происхождения клинообразной графики. Н. Предложил оригинальное толкование финикийской надписи на медных колоннах храма Соломона в Иерусалиме, как посвящение богу Ваалу. Отмечая руководящую роль вавилонской культуры в обществах Двуречья во 2-м тыс. До н. Э. И арамейской в 1-м тыс. До н. Э., Н., однако, в отличие от панвавилонистов, признавал самобытность и своеобразие древних культур (напр., урартской).Соч. Клинообразные надписи Закавказья, в кн. МАК, т. 5, M., 1896. Документы хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеи из собр. Н. П.
Лихачева, ч. 1-2, СПБ, 1908-15. Задачи русской археол. И ист. Науки в Палестине и Месопотамии в связи с совр. Мировыми событиями, в кн. По вопросу о задачах рус. Археол. И ист. Науки на Переднем Востоке, М., 1917.Лит. Липин Л. A., M. В. Никольский - отец рус. Ассириологич. Науки, "Уч. Зап. ЛГУ. Серия востоковед. Наук", в. 4, Л., 1954. Редер Д. Г., Науч. Публицистич. Деятельность М. В. Никольского, в кн. Очерки по истории рус. Востоковедения, сб. 3, М., 1960.Д. Г. Редер. Москва.3.Николай Михайлович (1(13).XI.1877 - 19.XI.1959) - сов. Историк религии, востоковед. Акад. АН БССР (с 1931), чл.-корр. АН СССР (с 1946), засл. Деят. Наук БССР (с 1938). Сын и ученик М. В. Никольского. В 1900 окончил Моск. Ун-т. В 1905-06, в период 1-й рус. Революции, работал в лекторской группе при МК РСДРП, с 1918 - проф.
Смоленского ун-та, с 1921 - Белорус. Гос. Ун-та в Минске, с 1937 - директор Ин-та истории АН БССР. В период Великой Отечеств. Войны 1941-45, вплоть до освобождения Белоруссии от нем.-фаш. Захватчиков, находился в партиз. Отряде им. С. Лазо, где продолжал науч. Работу. Н. Впервые познакомил широкие круги рус. Читателей с достижениями библейской критики, примкнув к школе Ю. Вельхаузена, углубляя и развивая его выводы. В своих трудах по истории Двуречья Н. Характеризовал шумеро-аккадское общество как феодальное и относил законы Хаммурапи к периоду предполагаемой отмены крепостного права в Вавилонии. Другие страны Др. Востока Н. Также считал феодальными (позднее полупатриархальными-полуфеодальными). В 1938 Н. Отказался от трактовки др.-вост.
Общества, как феодального, но подчеркивал также резкое отличие социальных форм этого общества от общества античного. В отличие от большинства сов. Исследователей, Н. Считал, что все гос-ва Др. Востока (включая хеттское царство и финикийские города) являются типичными деспотиями. H. Выдвигал тезис об исключит. Устойчивости семейной и сельской общины на Востоке и утверждал, что от времени Хаммурапи до эпохи Великих Моголов (в Индии) структура вост. Общества оставалась в осн. Неизменной и отличалась от структуры рабовладельч. И феод. Европы. Н. Принадлежат также исследования по истории рус. Церкви и по белорус. Фольклору. Н. Принимал активное участие в научно-атеистической пропаганде и в ряде популярных работ вскрывал социальные корни иудаизма и христианства.Соч.
Израиль и Вавилон, "BE", 1910, в. 5-6. Древний Вавилон, М., 1913. Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908. Древний Израиль, 2 изд., М., 1922. Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье, Минск, 1948. Введение, в кн. Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1937. Значение проблемы общинного быта в Ассирии для изучения социально-экономич. Истории Древнего Востока, Уч. Зап. Белорус. Ун-та, в. 14, 1953. Русская церковь до эпохи капитализма и раскол, "Воинствующий атеизм", 1931. No 2-3. История русской церкви, 2 изд., М.-Л., 1931. Spuren magischer Formeln in den Psalmen, Giessen, 1927.Лит. Лурье И. М., Сорокалетие научной и общественно-педагогич. Деятельности Н. М. Никольского, "ВДИ", 1940, No 3-4. Постовская H. M., Изучение Древней истории Бл.
Востока в Советском Союзе (1917-1959), М., 1961.Д. Г. Редер. Москва..
Дополнительный поиск Никольский
На нашем сайте Вы найдете значение "Никольский" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Никольский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 10 символа