Панамский Канал
Искусств. Водный путь, прорытый в Центр. Америке через Панамский перешеек, соединяющий Атлантич. Ок. С Тихим. Идея прорытия канала относится к нач. 16 в., но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США навязали Колумбии (б. Новая Гранада) неравноправный договор, по к-рому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек, "гарантировав" взамен нейтралитет перешейка и суверенитет Колумбии над ним. Вынужденные считаться с влиянием Англии в Центр. Америке, США заключили Клейтона-Булвера договор 1850, по к-рому стороны отказались приобретать исключит. Права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-амер. Противоречиями, Франция в 1879 учредила "Всеобщую компанию по строительству межокеанского канала", однако решит.
Противодействие США и невиданная коррупция, превратившая строительство П. К. В скандальную авантюру (см. "Панама"), привели в 1889 к банкротству компании. В 1894 была создана "Новая компания Панамского канала". Испано-американская война 1898 усилила стремления США построить канал в целях борьбы за господство в Зап. Полушарии. В 1901 они заключили с Англией новый договор (см. Хея-Паунсфота договор 1901), согласно к-рому США получили исключит. Право сооружения П. К. Воспользовавшись стремлением панамского народа к независимости, США поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве т. Н. Компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 воен. Мин-во США приступило к сооружению канала.
Первое судно прошло через П. К. 15 авг. 1914, но офиц. Открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после чего канал фактически вступил в строй. За время строительства погибло более 60 тыс. Рабочих. Общая дл. Канала 81,6 км, из них 16,4 км проложены по дну Панамской и Лимонской бухт, а 65,2 км - по суше. На большей части трассы шир. Канала св. 100 м, глубина - ок. 13,5 м. На канале сооружено 6 шлюзов, они парные, что позволяет пропускать суда одновременно в обоих направлениях. Проводка судов через шлюзы производится с помощью электровозов. Среднее время прохождения судна через канал - 8-11 часов, минимальное - ок. 4 часов. Макс. Пропускная способность - 48 судов в сутки. П. К. Имеет огромное стратегич. И экономич. Значение. Сооружение П. К. Явилось важным этапом борьбы США за установление господства в Лат.
Америке. Канал сократил в 2,5 раза коммуникации между Сев. И Юж. Америкой. Эксплуатация П. К. И пром. Предприятий, находящихся в зоне П. К., приносит огромные прибыли. Поскольку П. К. Не отвечает совр. Требованиям (имеет громоздкую систему шлюзов и не пропускает суда водоизмещением более 40 тыс. Т, объем перевозок непрерывно растет, а пропускная способность используется уже почти полностью), США с нач. 60-х гг. Стали активно рассматривать вопрос о строительстве бесшлюзного канала. Пр-во США в данном вопросе преследует и политич. Цели, пытаясь заставить народ Панамы отказаться от своих требований национализации канала.-***-***-***-Таблица [s]ПАНАМ_КАКНАЛ.JPG[/s]Источн. "Historical Statistics of the United States. Colonial time to 1957.
A Statistical Abstract Supplement", p. 454, U. S. Department of Commerce. "Statistical Abstract of the United States 1966", p. 605, U. S. Department of Commerce.Лит. Padelford N. Y., The Panama canal in peace and war, N. Y., 1943. Diplomatic history of the Panama canal, Wash., 1914. Antologia del Canal Panama. 1914-1939, Panama, (1940). См. Также лит. При ст. Панама.C. А. Гонионский. Москва..
Дополнительный поиск Панамский Канал
На нашем сайте Вы найдете значение "Панамский Канал" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Панамский Канал, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 15 символа