Папство
Религ.-монархич. Центр католич. Церкви, возглавляемый рим. Папой. Положение о папе как преемнике апостола Петра и главе церкви - один из осн. Догматов католицизма. Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 - только из итальянцев) на конклаве. Постоянная резиденция П. - Ватикан. Фактически власть П. Неограниченна. Коллегия епископов (в к-рую входит весь католич. Епископат), номинально участвующая (согласно принятой 2-м Ватиканским собором (1962-65) догматич. Конституции "О церкви") в управлении церковью, имеет власть только совместно и во гл. С папой. Образованный папой Павлом VI в сент. 1965 новый церк. Орган - синод епископов в Риме - имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, к-рый (или его представители) председательствует на нем, назначает повестку дня и т.
П. Папа созывает Вселенские соборы, утверждает их решения. Возводит в кардинальское достоинство, в епископский сан. Ему подчиняются генералы монашеских орденов. П. В своей общественно-политич. И религ. Деятельности опирается на разветвленный аппарат католич. Церкви и связанные с нею орг-ции, на подчиненную ему римскую курию, на дипломатических представителей - нунциев и интернунциев, на специальных личных представителей - легатов. Указания, относящиеся ко всей церкви или к католикам отдельных стран, П. Издает в форме энциклик. Через епископат П. Влияет на деятельность католических партий, христ. Профсоюзов, светских католических организаций.П. Сложилось на основе рим. Епископата. С сер. 2 в. В христ. Общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди к-рых в 3-4 вв.
Наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными зем. Богатствами, претендовавшие как епископы столицы Рим. Империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Рим. Империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего рим. Императора (476) способствовали политич. Самостоятельности рим. Епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. Рим. Епископы присвоили себе назв. "папа" (от греч. Papas - отец, наставник), к-рое раньше носили все епископы (в наст. Время папой наз., кроме римского, и правосл. Патриарх Александрийский). Для обоснования своих претензий папа Лев I (440-61) выдвинул легенду о рим. Епископах как преемниках апостола Петра, добился от рим. Императора издания декрета о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона.
В 756 благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования к-рой были сфабрикованы "Константинов дар" (8 в.) и Лжеисидоровы декреталии (9 в.). П. Оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров "Свящ. Рим. Империи". Сильный удар по папской власти был нанесен Оттоновыми привилегиями, делавшими епископов зависимыми от императора. 11-13 вв. - период усиления П., использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу. Один из руководителей этой борьбы был папа Григорий VII (1073-85). Вормский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. Над епископами. Возвышению П. Способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставлялось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и др.
Епископы, избирались духовенством и феодальной знатью. С 10 в. В выборы активно вмешивались императоры). Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII, Иннокентий III (1198-1216), Бонифаций VIII (1294-1303) - наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на право П. Утверждать и даже избирать императоров. П. Поставило себя выше церк. Соборов, присвоив себе право диспенсации - право отменять канонич. Законы, освобождать от действия постановлений соборов. Дарование диспенсации явилось одной из доходных статей П. Это право было закреплено за П. Тридентским собором (1545-63). В кон. 11 в. П., добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов.
П. Стремилось также распространить католицизм и на Руси. П. Вело борьбу с антифеод. Нар. Движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церк. Власти П. Учредило в 13 в. Инквизицию.Политич. Роль П. В ср.-век. Европе определялась тем, что возглавляемая им католич. Церковь была в то время "интернациональным центром феодальной системы" (Ф. Энгельс) и освящала феод. Строй.По мере складывания в Европе централизов. Гос-в влияние П. Ослабевало. Во Франции с 13 в. Получило развитие т. Н. Галликанство, добивавшееся автономии франц. Католич. Церкви, независимости от П. В результате поражения в борьбе с королев. Властью во Франции П. Попало в зависимость от франц. Королей и перенесло под их давлением свою резиденцию из Рима в Авиньон (см.
Авиньонское пленение пап). Возвращение П. В Рим в 1377 не улучшило его положения. Падению авторитета П. Способствовал "великий раскол" (1378-1417), когда на папском престоле сидело одновременно двое или трое пап (впоследствии католич. Церковь признала ряд пап из занимавших одновременно папский престол "незаконными" - "антипапами". В истории церкви их насчитывается более 30). В высш. Церк. Кругах, среди представителей светских феодалов зародилось т. Н. Соборное движение, выдвигавшее идею супрематии церк. Соборов над властью пап. Принцип верховенства собора был провозглашен Констанцским собором (1414-18), запретившим папам низложение и перемещение прелатов без согласия кардиналов, потребовавшим регулярного созыва соборов.
Его решения, однако, не были проведены в жизнь. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431-49) борьба между сторонниками Соборного движения и П. Закончилась формально победой последнего, но по существу П. Не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. И образование протестантских церквей привели к потере позиций П. В ряде европ. Стран. Несколько укрепила положение П. Контрреформация (особенно Тридентский собор 1545-63).С усилением нац. Гос-в в Европе П. Должно было отказаться от претензий па политич. Господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в гос-вах Зап. Европы. П. Враждебно встретило бурж. Революции и до сер. 19 в. Оставалось опорой феод.-монархич. Сил. Со 2-й пол. 19 в. П. Стало сближаться с реакц.
Бурж. Кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 "Силлабус", в к-ром проклинались все демократич. Свободы, социализм, коммунизм, выдвигалось требование сохранения светской власти папы. Ватиканский собор 1869-70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С кон. 19 в. П. Был взят курс приспособления к условиям империализма. П. Стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистич. Рабочего движения. Начало этой политике приспособления к условиям империализма положил Лев XIII. При нем началось сращивание церк. Верхушки с империалистич. Буржуазией (в новых условиях П. Становится крупным капиталовладельцем). Лев XIII проповедовал извечность частной собственности и клас.
Деления общества. Антисоциалистич. Программа Льва XIII (энциклика 1891 "Rerum novarum") легла в основу социальной деятельности его преемников. П. Заняло враждебную позицию по отношению к Вел. Окт. Социалистич. Революции и к Сов. Гос-ву. Резко антикоммунистической была деятельность П. Между 1-й и 2-й мировыми войнами. П. Вступило в союз с фаш. Режимом. В 1929 папой Пием XI были заключены с фаш. Пр-вом Италии Латеранские соглашения, предусматривавшие образование папского гос-ва Ватикана, в 1933 - конкордат с гитлеровской Германией. В 1936 П. Поддержало фашистский мятеж в Испании. После 2-й мировой войны (понтификат Пия XII) антикоммунистическая направленность политики П. Усилилась.Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны в пользу социализма, развертывание мирового нац.-освободит.
Движения, прогресс науки привели к кризису католицизма. Политика П., направленная на поддержку империализма, вызвала недовольство значит. Масс католиков. Для укрепления позиций католич. Церкви П. Взяло курс на обновление церкви, приспособление ее к совр. Эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П. Положил папа Иоанн XXIII (1958-63). Оставаясь противником социализма, он выступил за мир и разоружение, за разрешение спорных междунар. Вопросов путем переговоров. Иоанн XXIII считал необходимым для П. Изменить отношение к социалистич. Странам, заняв в отношении к ним более реалистич. Позиции. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962-65) и в деятельности папы Павла VI (с 1963).M.
M. Шейнман. Москва.-***-***-***-Список пап и антипап1Петр, апостол. Лин (67-76). Клет (Анаклет) (76-88). Климент I (88-97). Эварист (97-105). Александр I (105-115). Сикст I (115-125). Телесфор (125-136). Гигин (136-140). Пий I (140-55). Аникет (155-66). Сотер (166-75). Элевтерий (175-89). Виктор I (189-99). Зефирин (199-217). Каликст I (217-22). Ипполит (217-35) (антипапа). Урбан I (222-30). Понтиан (230-35). Антер (235-36). Фабиан (236-50). Корнелий (251-53). Новациан (251 - ок. 258) (антипапа). Луций (253-54). Стефан I (254-57). Сикст II (257-58). Дионисий (259-68). Феликс I (269-74). Евтихий (275-83). Гай (283-96). Марцеллин (296-304). Марцелл I (308-309). Евсевий (309 или 310). Мильтиад (Мельхиад) (311-14). Сильвестр I (314-35). Марк (336). Юлий I (337-52). Либерий (352-66).
Феликс II (355-65) (антипапа). Дамасий I (366-84). Урсин (366-67) (антипапа). Сириций (384-99). Анастасий I (399-401). Иннокентий I (401-17). Зосима (417-18). Бонифаций I (418-22). Евлалий (418-19) (антипапа). Целестин I (422-32). Сикст III (432-40). Лев I (440-61). Иларий (461-68). Симплиций (468-83). Феликс III (II) (483-92). Геласий (492-96). Анастасий II (496-98). Симмах (498-514). Лаврентий (498, 501-505) (антипапа). Гормизд (514-23). Иоанн I (523-26). Феликс IV (III) (526-30). Бонифаций II (530-32). Диоскор (530) (антипапа). Иоанн II (533-35). Агапий I (535-36). Сильверий (536-37). Вигилий (537-55). Пелагий I (556-61). Иоанн III (561-74). Бенедикт I (575-79). Пелагий II (579-590). Григорий I (590-604). Сабиниан (604-606). Бонифаций III (607). Бонифаций IV (608-15).
Адеодат I (615-18). Бонифаций V (619-25). Гонорий I (625-38). Северин (640). Иоанн IV (640-42). Теодор I (642-49). Мартин I (649-55). Евгений I (654-57). Виталий (657-72). Адеодат II (672-76). Домн (676-78). Агафон (678-81). Лев II (682-83). Бенедикт II (684-85). Иоанн V (685-86). Конон (686-87). Теодор (687) (антипапа). Пасхалий (687) (антипапа). Сергий I (687-710). Иоанн VI (701-705). Иоанн VII (705-707). Сизиний (708). Константин (708-15). Григорий II (715-31). Григорий III (731-41). Захарий (741-52). Стефан II2 (752-57). Павел I (757-67). Константин (767-69) (антипапа). Филипп (768) (антипапа). Стефан III (IV) (768-72). Адриан I (772-95). Лев III (795-816). Стефан IV (V) (816-17). Пасхалий I (817-24). Евгений II (824-27). Валентин (827). Григорий IV (827-44). Иоанн (844) (антипапа).
Сергий II (844-47). Лев IV (847-55). Бенедикт III (855-58). Анастасий (855) (антипапа). Николай I (858-67). Адриан II (867-72). Иоанн VIII (872-82). Марин I (882-84). Адриан III (884-85). Стефан V (VI) (885-91). Формоз (891-96). Бонифаций VI (896). Стефан VI (VII) (896-97). Роман (897). Теодор II (897). Иоанн IX (898-900). Бенедикт IV (900-903). Лев V (903). Христофор (903-904) (антипапа). Сергий III (904-11). Анастасий III (911-13). Ландон (913- 914). Иоанн X (914-28). Лев VI (928). Стефан VII (VIII) (928-31). Иоанн XI (931-35). Лев VII (936-39). Стефан VIII (IX) (939-42). Марин II (942-46). Агапий II (946-55). Иоанн XII (955-64). Лев VIII (963-65). Бенедикт V3 (964-66). Иоанн XIII (965-72). Бенедикт VI (973-74). Бонифаций VII (974, 984-85) (антипапа). Бенедикт VII (974-983).
Иоанн XIV (983-84). Иоанн XV (985-96). Григорий V (996-99). Иоанн XVI (997-98) (антипапа). Сильвестр II (999-1003). Иоанн XVII (1003). Иоанн XVIII (1004-1009). Сергий IV (1009-12). Бенедикт VIII (1012-24). Григорий (1012) (антипапа). Иоанн XIX (1024-32). Бенедикт IX (1032-44). Сильвестр III (1045). Бенедикт IX (1045). Григорий VI (1045-46). Климент II (1046-47). Бенедикт IX (1047-48). Дамасий (1048). Лев IX (1049-54). Виктор II (1055-57). Стефан IX (X) (1057-58). Бенедикт X (1058-1059) (антипапа). Николай II (1059-61). Александр II (1061-1073). Гонорий II (1061-72) (антипапа). Григорий VII (1073-85). Климент III (1084-1100) (антипапа). Виктор III (1086-87). Урбан II (1088-99). Пасхалий II (1099-1118). Теодорих (1100-1102) (антипапа). Альберт (1102) (антипапа).
Сильвестр IV (1105-11) (антипапа). Геласий (1118-1119). Григорий VIII (1118-21) (антипапа). Каликст II (1119-24). Гонорий II (1124-30). Целестин II (1124) (антипапа). Иннокентий II (1130-43). Анаклет II (1130-38) (антипапа). Виктор IV (1138) (антипапа). Целестин II (1143-44). Луций II (1144-45). Евгений III (1145-53). Анастасий IV (1153-54). Адриан IV (1154-59). Александр III (1159-81). Виктор IV (1159-64) (антипапа). Пасхалий III (1164-68) (антипапа). Каликст III (1168-78) (антипапа). Иннокентий III (1179-80) (антипапа). Луций III (1181-85). Урбан III (1185-87). Григорий VIII (1187). Климент III (1187-91). Целестин III (1191-98). Иннокентий III (1198-1216). Гонорий III (1216-27). Григорий IX (1227-41). Целестин IV (1241). Иннокентий IV (1243-54). Александр IV (1254-61).
Урбан IV (1261-64). Климент IV (1265-68). Григорий X (1271-76). Иннокентий V (1276). Адриан V (1276). Иоанн XXI (1276-77). Николай III (1277-80). Мартин IV (1281-85). Гонорий IV (1285-87). Николай IV (1288-92). Целестин V (1294). Бонифаций VIII (1294-1303). Бенедикт XI (1303-1304). Климент V (1305-14). Иоанн XXII (1316-34). Николай V (1328-30) (антипапа). Бенедикт XII (1334-42). Климент VI (1342-52). Иннокентий VI (1352-62). Урбан V (1362-70). Григорий XI (1370-78). Урбан VI (1378-89). Климент VII (1378-94) (антипапа). Бонифаций IX (1389-1404). Бенедикт XIII (1394-1423) (антипапа). Иннокентий VII (1404-1406). Григорий XII (1406-15). Александр V (1409-10) (антипапа). Иоанн XXIII (1410-15) (антипапа). Мартин V (1417-31). Евгений IV (1431-47). Феликс V (1439-49) (антипапа).
Николай V (1447-55). Каликст III (1455-58). Пий II (1458-64). Павел II (1464-71). Сикст IV (1471-84). Иннокентий VIII (1484-92). Александр VI (1492-1503). Пий III (1503). Юлий II (1503-13). Лев X (1513-21). Адриан VI (1522-23). Климент VII (1523-34). Павел III (1534-49). Юлий III (1550-55). Марчелло II (1555). Павел IV (1555-59). Пий IV (1559-65). Пий V (1566-72). Григорий XIII (1572-85). Сикст V (1585-90). Урбан VII (1590). Григорий XIV (1590-91). Иннокентий IX (1591). Климент VIII (1592-1605). Лев XI (1605). Павел V (1605-21). Григорий XV (1621-23). Урбан VIII (1623-44). Иннокентий X (1644-55). Александр VII (1655-67). Климент IX (1667-69). Климент X (1670-76). Иннокентий XI (1676-89). Александр VIII (1689-91). Иннокентий XII (1691-1700). Климент XI (1700-21).
Иннокентий XIII (1721-24). Бенедикт XIII (1724-30). Климент XII (1730-40). Бенедикт XIV (1740-58). Климент XIII (1758-69). Климент XIV (1769-74). Пий VI (1775-99). Пий VII (1800-23). Лев XII (1823-29). Пий VIII (1829-30). Григорий XVI (1831-46). Пий IX (1846-78). Лев XIII (1878-1903). Пий X (1903-14). Бенедикт XV (1914-22). Пий XI (1922-39). Пий XII (1939-58). Иоанн XXIII (1958-63). Павел VI (с 1963).Источн. Potthast A., Regesta pontificum romanorum..., v. 1-2, Berolini, 1874-75. Le liber pontificalia, ed. Par L. Duchesne, v. 1-2, P., 1886-92. Göller E., Schäfer К. Н., Vatikanische Quellen zur Geschichte der päpstlichen Hof und Finanzverwaltung 1316-1378, v. 1-6, Paderborn, 1910-37.Лит. Винтер Э., Папство и царизм, пер. С нем., М., 1964. Kühner Н., Lexikon der Päpste.
Von Petrus bis Pius XII, Z.-Stuttg., 1956. Pastor L. E., Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters, neue Aufl., Bd 1-16, (Freib. - u. A.), 1955-61. Mann H., The lives of the popes..., v. 1-19, L., 1902-32. Caspar E., Geschichte des Papsttums..., Bd 1-2, Tübingen, 1930-33. Seppelt F. X., Geschichte der Päpste, 2 Aufl., Bd 1-6, Münch., 1954-66. Seppelt F. X., Schwaiger G., Geschichte der Päpste, Münch., 1964. Jalland T. G., The Church and the papacy, L.-N. J., 1944. Hayward F., Histoire des papes, 3 éd., P., 1953. Brezzi P., Le papato, Roma, 1952. Burn-Murdoch H., The development of the papacy, L., 1954. Lunt W. E., Papal revenues..., v. 1-2, N.-Y., 1934. См. Также лит. При ст. Католицизм.-***-***-***-1 Официально принятый католич.
Церковью, куда включен даже мифич. Апостол Петр. В действительности сравнительно достоверные сведения о рим. Папах (до 5 в. - епископах) имеются лишь с 3 в. И то с пробелами. Список дан в основном по Annuario Pontificio, citta del Vaticano, 1963.2 Фактически Стефан III, т. К. До него папский престол занимал 3 дня Стефан, к-рый в офиц. Список не включается.3 "Annuario Pontificio..." Льва VIII, возведенного на папский престол Оттоном I, в число пап не включает, др. Источн. Представляют папой Льва VIII, а Бенедикта V - антипапой..
Дополнительный поиск Папство
На нашем сайте Вы найдете значение "Папство" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Папство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа