Прогресс
Общественный (лат. Progressus - движение вперед) - восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Идея П., тесно связанная с признанием закономерного характера развития общества (см. Закономерность историческая), была впервые отчетливо сформулирована в 18 в. Просветителями (теории прогресса Тюрго, Кондорсе) и нашла наиболее глубокую (в домарксистской филос. Мысли) трактовку у Гегеля (хотя и на идеалистич. Основе). Идеологи победившей буржуазии выхолостили из нее революц. Содержание (имевшееся в теориях П. Просветителей). Идея П., истолкованная в духе "автоматич. Эволюции" (Г. Спенсер) и односторонне обращенная к прошлому, постепенно стала инструментом апологетики капиталистич.
Строя, оставаясь при этом одной из самых популярных идей бурж. Социологии 19 в. Но уже с последней трети 19 в. И особенно в эпоху империализма критика действит. Пороков старых теорий П. (антиисторизм, эволюционизм, идеалистич. Характер и произвольность критериев П., европоцентристская ограниченность, недооценка сложности, многоплановости и противоречивости ист. Процесса и др.) стала использоваться реакц. Учеными для отрицания П. Вообще. Понятие П. Зачастую подменяется идеей ист. Круговорота, по существу отрицающей идею П. (см. Цикличности теории). Наконец, создаются новые теории П., к-рые, не отрицая П., в то же время фальсифицируют саму проблему, давая ей приемлемую для современного бурж. Общества интерпретацию. Напр., П. Признается в области науки и техники, но отрицается в обществ.
Отношениях и культуре или утверждается, будто бы технический П. Сам собой разрешит все социальные противоречия (У. Ростоу, Ж. Фурастье и др.).Проблема П. Является предметом острой идеологич. Борьбы, вокруг нее концентрируются наиболее острые и насущные вопросы совр. Эпохи, связанные с перспективами обществ. Развития человечества. Ист. Пессимизму, свойственному многим совр. Бурж. Теориям обществ. Развития (и объективно отражающему ист. Обреченность капитализма), противостоит марксистско-ленинская концепция П., проникнутая глубоким ист. Оптимизмом. Она базируется на общей теории марксизма-ленинизма, на материалистич. Понимании истории и ее движущих сил. Открыв объективные закономерности обществ. Развития и рассматривая П. Как объективную закономерность, марксизм дал науч.
Определение П. Как последовательной исторически необходимой смены обществ.-экономич. Формаций. Марксизм сумел выявить объективный, научный критерий П. Считая определяющей, ведущей стороной в жизни общества произ-во материальных благ, марксизм в качестве осн. Объективного критерия П. - при сравнении между собой больших ист. Эпох - принимает уровень развития производит. Сил, а мерой П. Считает возрастание производительности человеческого труда. При этом марксисты не вырывают технику из социального контекста, ибо человек, обладающий определенными знаниями и опытом, большей или меньшей заинтересованностью в результатах своего труда, воплощает в себе данный уровень производит. Сил не в меньшей мере, чем приводимая им в действие техника.
Рост производительности труда, прогрессирующее раскрепощение трудящихся масс, добываемое в борьбе против эксплуатации, вовлечение все более широких народных масс в активную, творческую ист. Деятельность, демократизация обществ. Жизни, ограничивающая возможности реакции сдерживать социальный П., распространение образования, культуры среди все более широких слоев населения - таковы важнейшие элементы прогрессивного развития человечества.Характерной чертой поступательного развития человечества является ускорение П. По мере перехода от ранних к более поздним ист. Периодам.Но марксизму чуждо упрощенное, недиалектич. Понимание П. ". Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" (Ленин В.
И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 30, с. 6 (т. 22, с. 296)). В истории отд. Народов имели место более или менее продолжительные периоды застоя или даже регресса, а нек-рые народы вообще исчезли с лица земли. П. Различных сторон социальной жизни совершается не одновременно и не параллельно (см., напр., высказывание Маркса о развитии искусства, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Неразрывной частью марксистского понимания П. Является представление об антагонистическом характере П. В эксплуататорском обществе. Так, П. Техники и развитие обществ. Разделения труда, колоссально повышая его производительность, одновременно превращают человека в "частичного" работника. Сравнительно высокий уровень жизни немногих развитых капиталистич.
Стран достигнут во многом за счет беспощадной эксплуатации колоний и т. Д. Неравномерный характер П., а также временный упадок и даже регресс в отдельных сферах деятельности являются проявлениями в первую очередь именно противоречивого, антагонистич. Характера П. Обществ. П. Прокладывает себе дорогу в ходе ожесточенной борьбы между передовыми и реакц. Силами общества, он воплощается в жизнь в процессе освободит. Движения народов против всех форм социального и нац. Гнета, в созидательном труде и ист. Творчестве трудящихся масс. Марксизм указал и ист. Перспективу обществ. Развития. Переход от капитализма к социализму и коммунизму в мировом масштабе, к-рый будет иметь своим последствием гигантское ускорение П. И сделает результаты П.
Достоянием всего человечества - такова генеральная линия обществ. П. В совр. Эпоху.С переходом человечества в коммунистич. Формацию кончается, по выражению Маркса и Энгельса, предыстория человечества и начинается его подлинная история, когда обществ. П. Протекает уже не в форме социальных конфликтов, а в форме планомерного поступательного развития, опирающегося на науч. Познание объективных закономерностей общества и сознательное ист. Творчество народов.Лит. Кон И. С., О понятии ист. П., в сб. Проблемы развития в природе и обществе, М.-Л., 1958. Его же, Прогресс, в кн. Филос. Энциклопедия, т. 4, М., 1967, с. 381-83. Жуков Е. М., Понятие П. В мировой истории, "ВАН СССР", 1961, No 4. Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964. Семенов Ю.
Н., Обществ. П. И социальная философия совр. Буржуазии, М., 1965. Асланян Г., Идея П. В бурж. Философии истории, Ер., 1965 (библ.). Рутенбург В. И., Прогресс и его противники, в сб. Критика новейшей буржуазной историографии, Л., 1967. Чайлд Г., П. И археология, пер. С англ., М., (1949). Niceforo A., Les indices numériques de la civilisation et du progrès, P., (1921). Bury J. В., The idea of progress..., 3 ed., N. Y., 1955. См. Также ст. История, Исторический материализм и лит. При этих статьях..
Дополнительный поиск Прогресс
На нашем сайте Вы найдете значение "Прогресс" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прогресс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа