Ранке

94

(Ranke), Леопольд фон (21.XII.1795 - 23.V. 1886) - нем. Историк, оказавший большое влияние на формирование нем. Бурж.-юнкерской историографии 2-й пол. 19 в. И на последующую герм. Историографию реакц. Направления. Происходил из лютеранской пасторской семьи и получил строго религ. Воспитание. По окончании Лейпцигского ун-та, где он занимался классич. Филологией и богословием, Р. Стал учителем древних яз. В гимназии во Франкфурте-на-Одере (1818). Здесь под влиянием чтения Вальтера Скотта, О. Тьерри и древних авторов Р. Увлекся историей. В 1824 вышло его первое ист. Соч. "История романских и герм. Народов с 1494 до 1535 г." ("Geschichte der romanischen und germanischen Völker von 1494 bis 1535") с приложением источниковедч. Этюда "К критике новой историографии" ("Zur Kritik neuer Geschichtschreiber").

Исключительный успех этой работы доставил R кафедру в Берлинском ун-те (1825-71). Свою репутацию талантливого исследователя Р. Закрепил новым трудом "Государи и народы Юж. Европы в 16-17 вв." ("Fürsten und Völker von Süd-Europa", Bd 1-4, В., 1837-45), после чего был командирован прус. Пр-вом в Италию для работы в архивах. Уже эти первые труды содержат все характерные черты творчества Р., его методологии и исследоват. Приемов. Теоретич. Взгляды Р. Сформировались под влиянием филос. Идеализма и протестантизма. Ист. Процесс, по Р., это осуществление "божеского плана управления миром", придающего единство Всему процессу. Причинные связи между событиями также предуказаны богом. Религия играет решающую роль в жизни народов. Внешние ист.

Явления выступают как борьба идей, причем высшая идея - бог, а все прочие идеи - "мысли бога в мире". Каждый ист. Период, по мнению Р., имеет свою "руководящую идею" (история, т. О., оказывалась разделенной на замкнутые эпохи и лишенной поступательного развития). Наряду с религ. Идеей важное место в ходе истории занимает, по мнению Р., идея политическая, воплощенная в государстве. Церковь и гос-во - оба божеств. Происхождения, но гос-во лучше всего выражает стремление "нации" к силе. Политика гос-ва есть "политика с позиций силы" (Machtpolitik), борьба государств, наций наполняет историю. Помимо мистико-богословского, "августиновского" провиденциализма, ист. Концепция Р. Характеризуется европоцентризмом с окраской нем.-юнкерского шовинизма.

Весь ход истории, по Р., определяют "ведущие" народы. С 6 в. Н.э. Это романо-герм. Народы и гос-ва Зап. Европы. Ист. Роль славянства сводится к защите от вост. Кочевников зап.-европ. Цивилизации. Сами славяне в культурной и политич. Организации полностью зависят от Запада. Народы Азии и других неевроп. Стран - объект, а не субъект истории. С богословско-идеалистич. Концепцией Р. Связаны следующие характерные черты творчества Р. Божеский план реализуется ист. Личностями (это - короли, папы, полководцы и т.д. Ист. Портреты таких деятелей выдвинуты поэтому в его исследованиях на первый план). Осн. Задача историка - выявление "божьего плана", она достигается путем отыскания "объективной истины", т. Е. Установления того, "как собственно все происходило" (wie es eigentlich gewesen, - P.

Считается основоположником "объективной" школы нем. Историографии). Интерес гл. Обр. К политич. И дипломатич. Истории, провозглашение примата внеш. Политики над внутр. И игнорирование истории социальных отношений, исключит. Внимание к деятельности выдающихся личностей характерны для всех соч. Р. (посвященных преим. 16-17 вв.). Эти черты отчетливо сказались, в частности, в таких считающихся классическими соч. Р., как "Римские папы, их церковь и гос-во в XVI и XVII вв." (пер. С нем., т. 1-2, СПБ, 1869), "Нем. История в эпоху реформации" ("Die deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation", Bd 1-3, В., 1839-40) и др., блестящих по форме, отличающихся большим мастерством портретных характеристик и в то же время крайне поверхностных по содержанию.Вкладом Р.

В развитие ист. Науки является его исследоват. Методика, основанная на след. Положениях. Объективная истина содержится гл. Обр. В архивных мат-лах политич. Характера - в донесениях послов, переписке гос. Деятелей и т.д. Чего нет в документе (мнения, слухи и проч.) - не существует для истории. Правильное использование источников требует филологич. Анализа, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внеш. И внутр. Критики текста. Р. Не изобрел этот метод (он опирался на опыт Г. Б. Нибура и др.), но он систематично и последовательно проводил его в своих трудах и обучал ему в своих знаменитых ист. Семинарах в Берлинском ун-те (с 1834), из к-рых вышли многие известные бурж. Ученые. Ф. В. Гизебрехт, Г. Вайц, Г. Зибель, X.

Дельбрюк, В. Ваттенбах, В. Рошер и мн. Другие. К заслугам Р. Перед нем. Наукой относится также организация Баварской ист. Комиссии, издавшей нем. Биографич. Словарь и развернувшей широкую деятельность по публикации ист. Источников.Претензиями на "объективность" и "беспартийность" Р. Не удалось замаскировать свою реакц. Политич. Позицию, низкопоклонство перед монархами, восхищение воен. Мощью прусского государства и его агрессивной внеш. Политикой. В своих трудах (напр., в "12 книгах прусской истории" - "Zwölf Bücher preussischer Geschichte", Bd 1-5, Lpz., 1874) он защищал дворянские привилегии и полуфеод. Строй Пруссии, выражал аристократич. Презрение к простому народу и ненависть к революциям и революц. Деятелям. Советник и воспитатель нем.

Королей и принцев, получивший в 1841 звание офиц. Историографа Пруссии, друг и поклонник Бисмарка - "объединителя" Германии "железом и кровью", Р. Стал олицетворением консерватизма и враждебного отношения к социальному и политич. Прогрессу. Отсюда восторженное отношение к Р. Со стороны представителей реакц. Крыла бурж. Историографии и резко отрицательные отзывы о творчестве Р. Передовых умов Германии - Маркса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 352), Г. Гейне и др.Соч. Sämtliche Werke, Bd 1-54, Lpz., 1867-90. Hauptwerke, Bd 1-12, Wiesbaden, 1957. Weltgeschichte, Bd 1 - 9, Lpz., 1888 - 1902.Лит. Вайнштейн О. Л., Леопольд фон Ранке и совр. Бурж. Историография, в кн. К критике новейшей бурж. Историографии, М.-Л., 1961. Смоленский Н.

И., О нек-рых теоретико-методологич. Принципах историч. Концепции Л. Фон Ранке, в кн. Методологич. И историографич. Вопросы ист. Науки, Томск, 1963. Бузескул В. П., Совр. Германия и нем. Историч. Наука XIX столетия, П., 1915. Косминский Е. A., Историография средних веков, (М.), 1963, с. 332-50. Schilfert G., L. Von Ranke, в сб. Die deutsche Geschichtswissenschaft..., В., 1963. (Огромная заруб. Лит. О Р. Частично указана в названных выше работах).О. Л. Вайнштейн. Ленинград..

Значения в других словарях
Ранке

(Ranke) Леопольд фон (21.12.1795, Вие, близ Галле, — 23.5.1886, Берлин), немецкий историк. Профессор Берлинского университета (1825—71), официальный историограф Прусского королевства (с 1841). Происходил из лютеранской пасторской семьи. Теоретические взгляды Р. Сформировались под влиянием философского идеализма и протестантизма. Характерные черты методологии Р. — провиденциализм (исторический процесс, по Р., — осуществление «божественного плана» управления миром), представление о решающей роли в..

Ранке

РАНКЕ (Ranke) Леопольд фон (1795 - 1886), немецкий историк. С 1841 историограф прусского государства. Занимался преимущественно политической историей Западной Европы 16 - 17 вв. Наиболее значительный представитель новой немецкой исторической науки, в основе которой лежала строгая критика> источников. Для Ранке характерны объективное> описание истории, выявление "общей идеи", определяющей ход событий, наряду с пристальным вниманием к частностям.. ..

Ранион

(Российская ассоциация н.-и. Ин-тов обществ. Наук) - объединение н.-и. Ин-тов обществ. Наук РСФСР, созданное в Москве по решению Ученого совета Наркомпроса от 15 мая 1924. Устав РАНИОН был утвержден в апр. 1926. В состав РАНИОН входили ин-ты. Истории, археологии и искусствознания, экономики, науч. Философии, марксизма, сов. Права, с.-х. Экономики, землеустройства и переселения, экспериментальной психологии, языковедения и истории лит-ры, сравнит. Изучения лит-ры и языков народов Запада и Востока..

Ранк

(Ranc), Артюр (20.XII.1831 - 10.VIII.1908) - франц. Политич. Деятель, публицист. За участие в революц. Движении Р. Был сослан в 1856 в Африку. По амнистии 1859 вернулся во Францию и занялся журналистикой, сблизившись с возглавляемой Л. Гамбеттой группой бурж. Республиканцев. В 1869 Р. Издал кн. Ф. Буонарроти "Заговор равных". С февр. 1871 - деп. Нац. Собрания. 26 марта был избран членом Парижской Коммуны (от 9-го округа), примкнул к ее умеренному крылу, но уже 6 апр. Вышел из ее состава. В 1873 ..

Раннее Христианство

Термин для обозначения христианства до признания его в Рим. Империи религией, равноправной с язычеством (нач. 4 в.). В пределах Р. Х. Выделяют обычно т.н. Первонач. Христианство (1 в. Н.э.).. ..

Раннее Царство

(ок. 3000 - ок. 2800 до н.э.) - обозначение, введенное сов. Египтологом Ю. Я. Перепелкиным, для древнейшего периода истории Египта (I и II династий списка Манефона, а также непосредственных предшественников I династии). Заменило прежнее название "Архаический период". В зарубежной лит-ре принято обозначение "Тинитское время" (согласно Манефону, цари I династии происходили из Тина (Тинис) - гл. Города 8-го нома Верхнего Египта).Лит. Всемирная история, т. 1, М., 1955, гл. 4. Emery W. В., Archaic Eg..

Дополнительный поиск Ранке Ранке

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ранке" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ранке, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа