Рашидаддин
Фазлаллах ибн Абу-ль-Хайр Хамадани, по прозванию "ат-Табиб" ("врач") (1247 - 18.VII.1318), - иран. Историк и гос. Деятель. Свою деятельность начал при Абага-хане (1265-82). Обнаружил выдающиеся познания в медицине и незаурядные способности гос. Деятеля. В 1298-1317 Р. - везир монг. Ильханов Газан-хана и Ульджайту-хана. Фактически стоял во главе гос-ва. Был инициатором и проводником реформ Газан-хана. Боролся с центробежными тенденциями и своеволием монголо-тюркской кочевой знати. Его налог. Политика (строгая фиксация феод. Ренты-налога) имела целью возродить экономику страны, разрушенную прежними монг. Правителями. Во время своего везирата Р. Стал крупным землевладельцем. В результате происков феод. Клики, ложно обвинившей его в отравлении Ульджайту-хана, Р.
Был казнен.Р. - ученый-энциклопедист. Он - медик, ботаник, автор энциклопедии по естествознанию, агро- и строительной технике ("Китаб-уль-ахйа ва-ль-асар") и 4 трактатов по мусульм. (суннитской) теологии. Из трудов Р. Особую ценность представляет "Джами ат-та-варих" ("Сборник летописей", на перс. Яз.) в 2 частях (3-я - не дошла до нас), завершенный в 1310/11. 1-я часть этого труда - "Тарихе Газани" ("Газанова история") - основной источник по политич. И социально-экономич. Истории 13 - нач. 14 вв. Содержит важные документы - ярлыки (указы) Газан-хана. В ней излагается история монголов, Чингисхана и созданных монголами гос-в, в частности Хулагуидов государства в Иране до 1304. Р. Стоит на офиц. Промонг. Точке зрения, но проявляет ее умеренно, защищая гл.
Обр. Реформы Газан-хана (т. Е. Свою внутр. Политику) и проводя идею. Предки Газана разрушали, а он восстанавливал и строил. 2-я часть - "Джами ат-таварих" содержит историю мусульм. Гос-в до монг. Завоевания, историю древних иудеев, "франков" (народов Зап. Европы), рим. Императоров и пап, Индии, Китая, а также сведения о народах Вост. Европы. Эта часть создана при участии мн. Ученых. Персов, монголов, китайцев, индийцев, и, по-видимому, франц. Монаха. Осн. Идеи труда Р., новые и прогрессивные для своего времени. "всеобщая история" должна включать историю всех (известных тогда) народов, а не только мусульман, как это было принято у араб. И перс. Мусульм. Историков. Историю всех народов следует писать на основе их первоисточников и ист. Традиции, объективно, без к.-л.
Религ. И политич. Пристрастий. Ценный источник для социально-экономич. Истории Ирана - переписка Р. (53 письма) со своими сыновьями - наместниками областей, с разными чиновными и духовными лицами ("Кетабе Мокатебате Рашиди", Лахор, 1364 (1945)).Публ. Histoire de Mongols de la Perse..., publ. Par M. Quatremére, t. 1, P., 1836 (перс. Текст, франц. Пер., терминологич. Комментарий). Djami el-tévarikh, éd. Par E. Blochet, t. 2, Leiden-Brill - L., 1911 ("GMS", v. 18). Geschichte Gazan-Han's..., hrsg. Von К. Jahn, L., 1940 ("GMS, New Series", v. 14). Geschichte der Khane Abaga bis Gaihatu (1265-1295), hrsg. Von K. Jahn, Prag, 1941, (2 Aufl.), 's-Gr., 1957. Джами ат-таварих (Сборник летописей, изд. А. Атеш, т. 2, ч. 4), Анкара, 1957. Jami al-tavarikh by Rashid ad-din..., ed.
By M. T. Danesh-Pajuh and M. Modarresy, Tehran, 1960 (раздел. "История исмаилитов"). Jahn К., Rashid al-Din's history of India, The Hague, 1965. В рус. Пер. Сборник летописей. История монголов, пер. С перс. И прим. И. Н. Березина, Тр. ВОРАО, ч. 5, СПБ, 1858. Ч. 7, СПБ, 1861. Ч. 15, СПБ, 1888. Джами ат-та-варих, т. 3, Баку, 1957. Сборник летописей, т. 1, кн. 1-2, М.-Л., 1952 (рус. Пер. А. А. Хетагурова и О. М. Смирновой). Т. 2, М.-Л., 1960 (рус. Пер. Ю. П. Верховского). Т. 3, М.-Л., 1946 (рус. Пер. А. К. Арендса). Джами ат-таварих, т. 1, ч. 1, критич. Текст А. А. Ромаскевича, A. A. Хетагурова, А. А. Али-Заде, М., 1965.Лит. Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монг. Нашествия, Соч., т. 1, М., 1963, с. 92-96. Его же, Е. Blochet. Introduction а l'histoire des Mongols, "Мир ислама", 1912, т. 1, No 1, с. 56-107 (рец.). Петрушевский И.
П., К вопросу о подлинности переписки Рашид-ад-дина, "ВЛГУ", 1948, No 9. Его же, Феод. Хоз-во Рашид ад-дина, "ВИ", 1951, No 4. Browne E. G., A literary history of Persia, v. 3, Camb., 1956, p. 68-87. Spuler В., Quellenkritik zur Mongolengeschichte Irans, "Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft", 1938, Bd 92 (17), S. 219-43. Boyle J. A., Juvayni and Raschid ad-din as sources on the history of the Mongols, в кн. Historians of the Middle East, L., 1962, p. 133-37.И. П. Петрушевский. Ленинград..
Дополнительный поиск Рашидаддин
На нашем сайте Вы найдете значение "Рашидаддин" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рашидаддин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 10 символа