Романтизм
(франц. Romantisme) - идейное и художеств. Направление, возникшее в Европе на рубеже 18-19 вв. И охватившее философию, право, политэкономию, филологию, историографию и особенно ярко проявившееся в лит-ре и искусстве. Социальные и идейно-политич. Корни Р. Отличались крайней неоднородностью. С одной стороны, Р. Представлял собой реакцию на мировоззрение Просвещения и Великую франц. Революцию со стороны идеологов дворянства и консервативной буржуазии. Это направление, ведущее свое начало от реакц. Публицистов и писателей конца 18 - нач. 19 вв. (Э. Бёрк - в Англии, Новалис и Ф. Шлегель - в Германии, Ж. Де Местр, Л. Бональд, Ф. Шатобриан и др. Франц. Эмигранты), противопоставило мировоззрению просветителей провиденциализм, традицию как оплот против революции, апологию средневековья (к-рое рассматривалось как эпоха господства католицизма и социальной гармонии), мистицизм, утверждение о примате чувства, интуиции над разумом и т.д.
С другой стороны, Р. Был порожден освободит. Движением нар. Масс, пробужденных Вел. Франц. Революцией, борьбой против феодализма и нац. Гнета и в то же время - разочарованностью широких обществ. Слоев в результатах этой революции и капиталистич. Прогресса в целом. В отличие от просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность ист. Прогресса, романтики видели преимущественно теневую, негативную сторону капиталистич. Развития. Творчество романтиков этого направления было проникнуто протестом против угнетения и политич. Реакции, поисками новых идеалов, к-рые приобретали в условиях того времени утопич. Характер. Наконец, в творчестве многих романтиков тесно переплетались прогрессивные и реакц. Элементы, а в разных сферах культуры и духовной жизни превалировали то реакц., то прогрессивные тенденции.
Все это породило крайне противоречивые взгляды на Р. При попытках оценить его в целом.Р. В историографии характеризовался некоторыми общими принципами. Это. Идея органического (стихийного, независимого от воли отдельных людей) развития общества. Историзм с нек-рыми элементами диалектики. Представление о том, что история раскрывается в деятельности не отдельных лиц, а целых народов и наций, что каждому народу свойственно свое, неповторимое развитие и как следствие этого - обращение от всемирной истории к нац. Истории отдельных стран, возросший интерес к истории права, учреждений. Особый интерес к средним векам и даже их идеализация. Живой, красочный стиль изложения, широкое использование и цитирование ср.-век. Источников, метод "вживания" и воссоздания, часто путем стилизации, далекого прошлого.
Однако за этими внешними общими чертами скрывались весьма различные по своей социально-политич. Направленности течения, совершенно по-разному применявшие и интерпретировавшие эти принципы. Реакционно-дворянский Р. Вырос целиком из реакц. Публицистики конца 18 - нач. 19 вв. И еще далее развил выдвинутые ею положения. До нач. 30-х гг. 19 в. Он господствовал в немецкой исторической и историко-юридической науке (историческая школа права, учения государствоведов К. Л. Галлера, А. Мюллера, т.н. Нарративная школа - Г. Луден, Г. Лео, в известной мере также Л. Ранке). Во Франции к этому течению были близки Ж. Мишо, Ж. Монлозье, отчасти П. Барант, в Англии - Т. Карлейль.Либерально-бурж. Р. Господствовал во Франции, где до нач. 30-х гг. Буржуазия все еще вела борьбу за политич.
Власть с дворянством (историки "эпохи реставрации" - О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер, К. Фориель и др.), и отчасти в Англии (Г. Галлам, Дж. Кембл, Ф. Пэлгрев). Для этого течения Р. Были характерны интерес к ср.-век. Истории, гл. Обр. С точки зрения ист. Обоснования политич. Прав буржуазии, и значит. Влияние просветительных традиций, в частности элементы рационализма в подходе к истории. К аналогичному направлению в Германии можно отнести, хотя и со многими оговорками, Гегеля (по его философско-ист. Взглядам), а также Ф. Раумера, Г. Гервинуса, Ф. Шлоссера.После революции 1830 получило развитие мелкобурж. Радикально-демокра- тич. Направление Р. (во Франции - Ж. Мишле, в Швейцарии - Ж. С. Сисмонди, в Германии - В. Циммерман, в Польше - И. Лелевель и др.).
Его представители подходили к истории с позиций простого народа - крестьянства и гор. Ремесленников, уделяя особое внимание их жизни и борьбе. В то же время для многих из них характерна идеализация патриарх. Быта, утопизм (что особенно отчетливо проявилось в воззрениях Сисмонди). Столь резкие различия в идейно-политич. Направленности течений внутри романтич. Историографии свидетельствуют об условности понятия Р. Применительно к ист. Науке и ставят под сомнение правомерность его обобщенного применения (в частности, либерально-бурж. Историографию 1-й пол. 19 в. Нередко к романтич. Историографии не относят).Для развития ист. Науки имели большое значение исследования романтиков в нек-рых др. Областях науки, напр. В области филологии, что способствовало повышению уровня источниковедч.
Работы, критики источников (Б. Г. Нибур и др.). Обращение романтиков к изучению старинных нар. Обычаев, мифологии, фольклора, ср.-век. Древностей (Я. Гримм, многие скандинавские ученые открыло новые возможности для ист. Исследований. В целом романтич. Направление в историографии, вопреки реакц. Субъективной направленности творчества нек-рых его представителей, обогатило ист. Науку многими плодотворными науч. Выводами, отразив общие сдвиги в развитии ист. Мысли, порожденные опытом франц. Революции. Романтич. Направление, являвшееся ведущим в 1-й пол. 19 в., уступило затем место позитивизму.С нач. 20 в. И особенно с 20-30-х гг. В качестве одного из проявлений общего кризиса бурж. Ист. Мысли наблюдается возрождение реакц.-романтич. Идей, известное под назв.
Неоромантизма. Возникший первоначально как протест против "механической цивилизации", неоромантизм был затем взят на вооружение фаш. Псевдоисториками, восхвалявшими средневековье как время корпоративного строя, диктатуры вождей и т.д. В наст. Время он особенно характерен для католич. Историографии. Элементы неоромантизма присутствуют в концепции историков, к-рые ищут в ср.-век. Обществе идеал строя, управляемого "элитой". Используя реакц. Стороны Р. Нач. 19 в., неоромантизм отказался от его плодотворных идей - от теории органического развития, элементов диалектики и историзма в объяснении ист. Процесса.Лит. Вайнштейн О. Л., Историография средних веков..., М.-Л., 1940, гл. 6, 8. Косминский E. A., Историография средних веков, (М.), 1963.
Реизов Б. Г., Франц. Романтич. Историография, (Л.), 1956. Studien über die deutsche Geschichtswissenschaft, hrsg. Von J. Streisand, Bd 1 - Die deutsche Geschichtswissenschaft vom Beginn des 19. Jahrhunderts bis zur Reichseinigung von oben, В., 1963. Borries К., Die Romantik und die Geschichte, В., 1925. Mellon S., The political uses of history. A study of historians in the French Restoration, Stanf., 1958.E. В. Гутнова. Москва..
Дополнительный поиск Романтизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Романтизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Романтизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 9 символа