"Святые"
Мифич. Или ист. Лица, к-рым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются "благочестие", "праведность", "богоугодность", посредничество между богом и людьми. По существу "С." почитаются как боги низшего ранга. Мн. Из них приписываются специальные функции. Почитание "С." привносит в монотеистич. Религии элементы многобожия. Культ "С." восходит к культу предков. На его формирование в христианстве оказал большое влияние культ героев греко-рим. Мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христ. Пантеон в качестве "С.". Поместные соборы 4 в. - Гангрский и Лаодикейский - узаконили чествование "С.". Учение о почитании "С." развивали церк. Писатели 4 в. (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.).
Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа "С." - павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем, отказывающимся от почитания "С.". Церковь установила для каждого "С." день его памяти. Первоначально отдельные христ. Общины имели своих "С.", затем причисление к "С.", введение культа нового "С." централизовались путем канонизации. В число "С." включались "мученики", "подвижники", "пострадавшие за веру", а также мн. Папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (напр., Владимир Святославич, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, франц. Король Людовик IX и др.). Церковь создала жизнеописания "С." (см. Жития святых). В визант. Церкви канонизация осуществлялась церковью, утверждалась императорами, в католической - с 1170 только рим.
Папами. В России общецерк. Канонизация была введена в 16 в. И поставлена под контроль царя, со времени Петра I осуществлялась императорскими указами по представлению синода. В протестантизме "С." не признаются, однако в нек-рых протестантских течениях (напр., в лютеранстве) имеются элементы почитания "С." как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям.В исламе культ "С." закрепился с распространением суфизма, прибл. С 10 в. Офиц. Канонизация "С." отсутствует. Обычно признание "святым" (вали, в Сев. Африке - марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает еще при его жизни и закрепляется традицией.
Ретроспективно рассматриваются как "С." первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. Завоеваний, ранние "мученики за веру". В исламе включаются в число "С." и нек-рые доисламские местные божества, ряд христ. "С.", эпонимы (родоначальники) нек-рых племен, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия "С.". Имеется учение о скрытых "С.", живущих на земле при жизни каждого поколения, но ему неизвестных. Культ каждого распространяется по большей части лишь на определ. Р-н, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определ. Секты или определ. Суфийского ордена. Существует обширная агиографич. Лит-ра. Против культа "С." как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты, в новое время - ваххабиты и нек-рые реформистские течения.Иудаизму чужд культ "С.", но в возникшем в нем в 18 в.
Течении - хасидизме - функциями "С." наделены по-существу цадики, к-рые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми. К ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений.Лит. Ранович A., Происхождение христ. Культа святых, М. - Л., 1931. Его же, Как создавались жития святых, M., 1961. Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. С нем., М., 1938. Климович Л. И., Обряды, праздники и культы святых в исламе, Грозный, 1958. Newman L. I. The hasidic anthology, N. Y., 1963..
Дополнительный поиск "Святые"
На нашем сайте Вы найдете значение ""Святые"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Святые", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 8 символа