Сен-симон
1.(Saint-Simon), Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy), де (17.Х.1760 - 19.V.1825), граф, - франц. Мыслитель, социолог, социалист-утопист. Род. В аристократич. Семье. Получил под руководством Д'Аламбера домашнее образование в духе века Просвещения и смолоду проявлял глубокий интерес к достижениям естеств. Наук и передовой обществ. Мысли. Офицером вступил в ряды франц. Армии. Добровольцем участвовал в войне за независимость сев.-амер. Колоний против Англии. В 1783 вернулся во Францию. В годы Вел. Франц. Революции С.-С. Занялся покупкой и перепродажей нац. Имущества и нажил большое состояние. Он приветствовал с бурж.-либеральных позиций революцию, после попытки бегства короля (1791) вошел в связь с бурж.-респ. Кругами. В годы Конвента проявлял лойяльное отношение к якобинским властям, после 9 термидора был противником роялистской контрреволюции, поддерживал пр-во Директории, а затем и консульство Наполеона Бонапарта.
К концу 18 в. В жизни и взглядах С.-С. Произошли перемены. В 1797 он разорился, остаток средств потратил на самообразование и путешествия по Европе и до конца жизни пребывал в нищете.На рубеже 18 и 19 вв. Формировались осн. Элементы нового мировоззрения С.-С. Оно отразило противоречия созданного революцией бурж. Общества, растущее разочарование в нем первых поколений пролетариата и трудовой интеллигенции. С.-С. Замыслил исправить результаты революции с помощью науч. Системы, осн. На применении к социологии принципов естествознания. Начав с идей "социального физицизма", построенного на механич. Распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на обществ. Явления, С.-С. Разрабатывал затем концепцию "социальной физиологии", в к-рой рационалистич.
Воззрения 18 в. Сочетались с историзмом и экономизмом в объяснении общественных явлений. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, С.-С. При этом отводил огромную роль в истории "индустрии" (под к-рой подразумевал все виды экономич. Деятельности людей), а также формам собственности и классам, олицетворяющим определ. Формы собственности. Каждая обществ. Система, доказывал С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и господств. Формы собственности, после чего эпоха созидательная, "органическая" сменяется "критической", разрушит. Эпохой, означающей глубокий кризис данной обществ. Системы, ведущий к ее разрушению и к построению на базе новых филос. И моральных идей более высокого обществ.
Строя. Т. О., филос.-ист. Система С.-С., оставаясь в целом идеалистической, содержала в себе проблески материалистич. Мысли и зерно понимания диалектич. Черт ист. Процесса. Она делала первый шаг по пути рассмотрения обществ. Явлений как разл. Сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории, фрагменты к-рой можно найти во многих соч. С.-С., пронизана мыслью о прогрессе, как поступат. Движении человечества от низших обществ. Форм к высшим. Осн. Ступенями прогресса С.-С. Считал переход от первобытного состояния людей к политеизму и осн. На нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христ. Религии, что привело к утверждению феод.-сословного строя. С 15 в., доказывал С.-С., наступила новая критич.
Эпоха. Феод. Богословско-сословная система переживала глубокий кризис, возникло науч. Мировоззрение с его носителями - светскими учеными и индустриалами-промышленниками. Франц. Революция 18 в. Была закономерным утверждением этой ист. Смены, но революция уклонилась от правильного пути построения науч. Обществ. Системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это филос.-ист. Построение лежит в основе созданного С.-С. Утопич. Плана рационального обществ. Строя, "промышленной системы". С.-С. Доказывал, что путь создания нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет пром. И с.-х. Произ-ва, через всемерное развитие производит. Сил общества и искоренение в нем всякого паразитизма. Осн. Чертами "промышленной системы" С.-С.
Были превращение общества во всестороннюю ассоциацию людей, введение обязат. Для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности, планирование пром. И с.-х. Произ-ва, превращение гос. Власти в орудие организации произ-ва и управление вещами, а не людьми, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании нац. Границ. С.-С. Не видел и не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс "индустриалов", проповедовал сотрудничество классов и отказ от революц. Методов борьбы, сохранял собственность промышленников на средства произ-ва и предпринимательскую прибыль и вручал руководство обществом "пром.
Системы" наряду с учеными и техниками промышленникам и банкирам, отводя последним важнейшую роль в плановом регулировании экономики. Однако мысль С.-С. Направлялась к социалистич. Цели и стремилась найти пути уничтожения клас. Эксплуатации пролетариата. В его "пром. Системе" роль буржуазии сводилась к тому, чтобы в качестве доверенных лиц об-ва за мзду прибылей вывести из нищеты беднейшие классы общества и обеспечить для трудящихся рост обществ. Богатства. В своем последнем соч. "Новое христианство" С.-С. "...прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений" (Маркс К., Капитал, в кн. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистич. Основы мировоззрения С.-С.
Делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путем мистич. Преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. Религ. Концепция "нового христианства" призвана была дополнить материальные стимулы "пром. Системы" моральными требованиями новой религии, с ее лозунгом "все люди - братья". Апелляция к религии нагляднее всего обнаруживала реакц. Тенденции в учении С.-С. Тем не менее, в целом оно представляло большой шаг вперед в развитии утопич. Социализма. В учении С.-С. Утопич. Социализм впервые переходил от примитивных представлений о социалистич. Обществе, осн. На общинном патриархальном с.-х. И ремесл. Произ-ве и от связанных с этим аскетич. Уравнит. Принципов распределения, к идее социалистич. Общества, осн. На расцвете науки и индустриальных производит.
Сил, создающих изобилие, возможность удовлетворения всех потребностей личности и осуществления социалистич. Принципа распределения по способностям. Учение С.-С. Содержало нек-рые гениальные догадки, явившиеся подготовит. Элементами науч. Социализма и одним из его источников. Это учение оказало большое влияние на передовую обществ. Мысль и развитие социалистич. Идей во Франции, Германии., Италии, России и ряде др. Стран. В России в 1-ю пол. 19 в. Непосредств. Влияние идей С.-С. Испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, H. E. Салтыков-Щедрин и др. Ученики С.-С. - Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг и др., образовали школу сенсимонизма, к-рая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистические тенденции.
Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в нач. 30-х гг. Распалась. Ряд бывших учеников С.-С. - О. Конт, О. Тьерри - создали свои социологические и исторические системы.Соч. Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin..., v. 1-47, P., 1865-78 (Сен-Симону посвящены т. 1, 15, 18-23, 37-40). Oeuvres de Saint-Simon, v. 1-6, P., 1966. В рус. Пер. - Собр. Соч., M.-Л., 1923. Избр. Соч., т. 1-2, М.-Л., 1948.Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 496-512. Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19, с. 193-96. Его же, Анти Дюринг, там же, т. 20. Его же, Диалектика природы, там же (см. Указат. Имен). Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. Взгляда на историю, Избр. Филос. Произв., т. 1, М., 1956, с. 535-63. Его же, Французский утопический социализм XIX в., там же, т.
3, М., 1957, с. 521-66. Его же, Утопический социализм XIX в., там же, с. 586-602. Арк А-н, Анри Сен-Симон, его жизнь и учение, М.-Л., 1926. Волгин В. П., Сен-Симон и сен-симонизм, М. 1961. Застенкер Н. Е., Анри де Сен-Симон, в сб. История социалистич. Учений, М., 1962, с. 208-27. Weill G., Saint-Simon et son oeuvre, P., 1894. Gurvitch G., Les fondateurs français de la sociologie contemporaine. Saint-Simon et P.-J. Proudhon, P., 1956. Manuel Fr., The new world of Henri Saint-Simon, Camb. (Mass.), 1956. Walch J., Bibliographie du Saint-Simonisme, P., 1967.H. E. Застенкер. Москва.2.(Saint-Simon), Луи де Рувруа (de Rouvroy), де (15.I.1675 - 2.III.1755), герцог, - франц. Политич. Деятель и писатель. В 1691-1702 состоял на воен. Службе, затем находился преим.
При дворе. Благодаря близости к Филиппу Орлеанскому С.-С. В 1715-23 - чл. Совета регентства при малолетнем Людовике XV. С.-С. - автор мемуаров, охватывающих период 1694-1723, в к-рых дана широкая картина нравов и быта придворного общества. При этом С.-С. Раскрывает не только придворные интриги, но и политич. Обстановку в стране. Мемуары написаны с позиций оппозиционной абсолютизму родовитой знати, недовольной оттеснением ее дворянством мантии от управления. Они содержат резкую критику религ., финанс. И воен. Политики Людовика XIV. С.-С. Использовал большой документальный мат-л как офиц., так и частного порядка (напр., дневник королев. Камердинера маркиза Данжо). Мемуары - выдающийся лит. Памятник, отличающийся живостью и яркостью портретов, красочностью яз.Соч.
Mémoires, t. 1-45, P., 1879-1930. Écrits inédits, v. 1-8, P., 1880-93. В рус. Пер. - Мемуары, т. 1-2, (M.-Л.), 1934-36.Лит. Поршнев Б., Сен-Симон. Мемуары. (Рецензия), "Историк-марксист", 1937, кн. 5-6. Chéruel P. A., Saint-Simon considéré comme historien de Louis XIV, P., 1865. Roujon J., Le duc de Saint-Simon. 1675-1755, P., 1958. Astier E., Sur Saint-Simon, P., 1962..
Дополнительный поиск Сен-симон
На нашем сайте Вы найдете значение "Сен-симон" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сен-симон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 9 символа